Найти тему

«Выставил в нижнем белье на холод, месил ногами и унижал почти 10 лет». Как в Краснодаре помогают женщинам, пережившим издевательства мужей

    Команда проекта "Дом-убежище" в Краснодаре - Кристина, Яна и Нателла. Оксана КАДОЧНИКОВА
Команда проекта "Дом-убежище" в Краснодаре - Кристина, Яна и Нателла. Оксана КАДОЧНИКОВА

Этот дом в частном секторе Краснодара ничем не отличается от остальных на длинной улице. Высокий забор, два этажа, просторный двор. Но только живут в нем необычные семьи, а мужчин здесь почти не бывает. Особняк арендуют для женщин, которые сбежали от кулаков и вечных оскорблений бывший супругов. С ними пережидают непростые времена их дети.

И кров, и стол

Проект «Дом-убежище» в Краснодаре был запущен в 2021 году. Одна из руководителей Яна Гундарова со своей командой прошла обучение в Москве, а потом девушки решили снять помещение и пригласить женщин, которые нуждаются в поддержке. Деньги на старт они собрали в соцсетях. Но не сразу все пошло гладко.

- Мы нашли дом, завезли мебель, посуду, вещи, но там не срослось, пришлось нам спешно съезжать, - рассказывает Яна. - Первые три женщины, которых мы хотели там разместить, жили у меня и волонтеров. Но дом все же позже нашли, там наши женщины прожили год и опять нас ждал переезд.

    В доме есть место для игр и веселья. Оксана КАДОЧНИКОВА
В доме есть место для игр и веселья. Оксана КАДОЧНИКОВА

В нынешнем доме много места - большая кухня и холл-игровая на первом этаже, несколько спален и душ на втором. В каждой комнате могут жить две женщины с детьми, но сейчас трое съехали, поэтому стало просторнее.

- Женщины приходят к нам из ужасных условий, где их гнобили, били, унижали, ломали самооценку и их материнство. Все, что есть в женщине женственного, уничтожалось годами. Они психологически разбиты, в тяжелом эмоциональном и физическом состоянии. Многие уходят из золотых клеток, потому что не могут больше жить в абьюзе, - отмечает одна из организаторов проекта Кристина Ронжина.

Первая задача дома-убежища - дать крышу над головой, накормить и обеспечить безопасность постоялицам. Все это предоставляется бесплатно. Порядок в доме поддерживают сами женщины, они дежурят на кухне, готовят на всех еду и убирают в местах общего пользования.

- Это базовые потребности, которые мы закрываем, но, чтобы вырваться из прошлых сложных отношений, нужна работа с личностью, поэтому в нашей команде есть психологи, помогают юристы, они советуют, как правильно оформить развод и алименты, - говорит одна из организаторов проекта Нателла Гусикова.

Мария: «Не работал, унижал и выгнал в нижнем белье на улицу»

Мария пришла в проект почти два года назад. Почти 10 лет она терпела издевательства мужа, последней каплей стал тот день, когда он выгнал ее на улицу в нижнем белье на мороз.

    Мария занимается творчеством, но может подключить стиральную машину. Оксана КАДОЧНИКОВА
Мария занимается творчеством, но может подключить стиральную машину. Оксана КАДОЧНИКОВА

- Я вышла замуж в 2014 году. Было постоянное психофизическое насилие. Бывший муж не работал, забирал детские пособия, пропивал их. Когда я оказалась в доме, то находилась в сильнейшей депрессии, мне даже выписали антидепрессанты. Я могла только спать, дети были рядом, но я не понимала, кто они и что они от меня хотят. Потом я стала вылезать из этой ямы - лечение, работа с психологом мне помогли, - признается Мария.

Пока она с 6-летней дочкой и 2-летним сыном остаются в убежище.

- Здесь я помогаю как администратор. Могу стиральную машину подключить, кран починить, слежу за порядком, - говорит она.

Маша рисует, роспись на стенах дома - ее рук дело, она закончила курсы графики и планирует строить дом. Одна. Считает, что у нее уже есть на это ресурс.

Ольга: «Я для него не человек, а вещь».

История Ольги в начале отношений казалась идеальной: муж сразу сказал, что она может не работать, все делал сам, а на ней были дом и дочки. Но потом гайки стали закручиваться. Женщина не имела права голоса.

- Мы дома сидели, как мыши, все зависело от его настроения. Праздники не устраивали, даже день рождения и Новый год не отмечали, только Рождество. Я была просто его вещью, собственностью. Я устала от такого отношения и решила уйти, - рассказывает она.

Первая попытка сбежать от мужа не удалась - женщина вернулась. После этого супруг забрал у нее ключи. Она вышла на работу, но добираться до нее самостоятельно он не разрешал, возил туда-обратно.

- Стало еще хуже, чем было. Поэтому я опять собрала вещи и ушла с детьми, - признается Ольга.

    Ольга во второй раз уходит от мужа. Оксана КАДОЧНИКОВА
Ольга во второй раз уходит от мужа. Оксана КАДОЧНИКОВА

Сейчас Ольга продолжает работать и собирает себя по кусочкам.

- Я думала его мыслями, а не своими. Он говорил, как ты будешь жить без меня, ты - никто, ты будешь жить под мостом. И я в это долгое время верила. Но сейчас благодаря дому-убежищу я учусь новой самостоятельной жизни.

Яна: «Он избил меня на следующий день после свадьбы».

Яна, одна из организаторов проекта, сама два года находилась в абьюзивных отношениях и смогла из них выйти. Муж избил ее на следующий день после свадьбы, а потом делал это регулярно, даже когда девушка была беременна.

- То, что моя дочь выжила, - это чудо, значит, у Бога есть на нее планы, по-другому я это объяснить не могу, - рассказывает Яна.

Когда их дочери было три месяца, муж сломал ей правую руку. Яна уехала к родителям, она делала это все чаще, но всегда возвращалась.

- В последний раз он месил меня руками и ногами, а дочь сидела в стульчике для кормления. Она плакала, ей было страшно. Я ему кричала - остановись. Я очень сильно испугалась, что он заденет стульчик, и ребенок полетит с него и стукнется головой о кафель. Я увидела острую угрозу жизни дочери. Ценности себя не было, но за ребенка очень испугалась. Он мне тогда повредил височную кость, у меня была трещинка маленькая, врач сказал, что я в рубашке родилась. Если удар был бы сильнее, то я бы умерла, - вспоминает девушка.

После этого случая она твердо решила уйти от мужа. Пошла к психологу, стала работать, чтобы не зависеть от него финансово. В этом ее поддержали родители.

- После этого у него было несколько стадий - он игнорировал меня, ломал двери в съемной квартире, но я не вернулась, о чем не сожалею, - признается Яна.

Они начинают красить губы и носить юбки

Программа восстановления проекта длится чуть меньше года. Первые шесть месяцев женщина занимается по специально разработанной программе восстановления. Она учится жить самостоятельно, возвращает веру в собственные силы.

- В этот период женщины могут не работать, приходить в себя. Они встречаются с психологом индивидуально и в группах. Последние три месяца даются на поиск и выход на работу, но все индивидуально, кто-то уходит раньше, кто-то просит остаться еще, чтобы накопить денег. Например, одна из наших женщин хочет взять ипотеку, а сдача ее квартиры будет только в 2024 году. Естественно, мы ее не оставим без помощи, - говорит Яна Гундарова. - Главное, чтобы они восстановились как личности, полюбили себя, осознали, что могут многое.

    Женщины могут работать, пока не найдут собственное жилье. Оксана КАДОЧНИКОВА
Женщины могут работать, пока не найдут собственное жилье. Оксана КАДОЧНИКОВА

Занятия со специалистами проходят в доме, но когда хочется выйти из четырех стен и отдохнуть от бытовухи, все собираются, едут на базу отдыха или в игровой центр для детей.

- У нас есть спонсоры, нас постоянно поддерживают, каждый месяц мы собираем до 150 тысяч рублей. Это позволяет оплатить аренду, коммуналку, закупить еду. Нас поддерживает даже известный психолог Марк Бартон, он нас сам нашел и ежемесячно отправляет свой вклад в наш проект, - рассказывает Яна.

В доме создают атмосферу поддержки, ведь важно не только покинуть абьюзивные отношения, но не вернуться в них.

    На чаепитие собираются все вместе. Оксана КАДОЧНИКОВА
На чаепитие собираются все вместе. Оксана КАДОЧНИКОВА

- У нас была девушка, которая уходила от мужа и возвращалась три раза. Абьюзер знает все мягкие места своей жертвы и давит на них - это дети, деньги, страхи, которые женщина испытывает. Поэтому в первое время важно находиться в таком пространстве, где есть помощь почти ежеминутно. Но тех, кто возвращается назад, мы не имеем права осуждать - это их выбор, - считает Нателла Гусикова.

В краснодарский дом-убежище приезжают женщины со всей России и даже ближнего зарубежья. Тут не важно, какая прописка у женщины и сколько у нее детей. Если ситуация срочная, то ей обязательно найдут кров.

- Многие думают, что убежище - это стыдно, как я пойду сюда со своими детьми из своего привычного дома, но на самом деле - ужасно делать вид, что в твоей жизни все хорошо, а нам самом деле это не так. Мы не просто кризисный центр, мы семья. Да, она временная и не по крови, но важно, что вместе мы помогаем решить важные вопросы в жизни женщин, - говорит Кристина Ронжина.

В ДОМ-УБЕЖИЩЕ НЕ БЕРУТ ЖЕНЩИН:

С алко- и наркозависимостью,

с психическими заболеваниями.

КАК ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ:

Реквизиты для перевода пожертвований:

По номеру телефона:

8-918-25-41-720

ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Г.

Сбербанк, Тинькофф банк

По номеру карты:

Сбербанк

2202200736895911

Тинькофф

5536913932377167

В СООБЩЕНИИ УКАЗЫВАЙТЕ: ДУ.

Автор: Оксана КАДОЧНИКОВА