Найти в Дзене
Мороженые сказки

Горшок как центр мироздания у наших предков, его сакральная наполняющая и обрядовые функции

Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, различных приключений и активного отдыха!

На волне интереса к обычным вещам в современном обиходе и наделению их сакральными и магическими функциями оберегов нашими предками (статьи о домотканых ковриках и

резных наличниках в крестьянских избах)

было бы неправильно обойти своим вниманием такой фундаментальный предмет бытия, коим являлся горшок для древних славян, без которого приготовление многих блюд было попросту невозможным. Было бы странно, если такой важный предмет жизни наших предков остался бы в стороне.

На протяжении многих столетий горшок был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200–300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до двух-трех ведер воды.

Горшки, кувшины и кринки частые гости старых чердаков
Горшки, кувшины и кринки частые гости старых чердаков

Посуда, в том числе горшок, часто использовалась в ритуалах и обрядах потому, что была связана с землей (изготовлена из глины), огнем и печкой – оберегом домашнего очага. В горшке варились суп (традиционные щи и борщ в русской культуре) и каша, с незапамятных времен обыденная и ритуальная пища, часто являющаяся, однако, ритуальной жертвой божествам плодородия. Горшок в некоторых деталях имел антропоморфные (человекоподобные) черты – имел так же горло, ручку, носик и пупок. Старики могли различать горшок мужского рода, который издавал при постукивании глухой звук, и горшок женского рода – горщицу, дающую звонкий тонкий звук. В горщице пища считалась вкуснее и такие горшки ценились выше.

Форма горшка оставалась неизменной веками, не меняясь и будучи хорошо приспособленной для приготовления еды в русской дровяной печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а по бокам.

Горшок издревле считался у славян мощным оберегом. По поверьям наших предков, при возвращении домой с похорон, нужно было коснуться горшка или печи, чтобы «…смерть не стояла в глазах». Горшок вешали на забор днищем вверх, чтобы уберечь кур и цыплят от пернатых хищников. В горшке переносили жар из печи, когда переходили в новый дом, приглашая домового с собой. Открытый горшок с объедками никогда не оставляли на ночь – и это не только из чистоплотности – его мыли и обязательно переворачивали. Таким образом, считалось, что у хозяйки никогда голова болеть не будет и не будет бессонницы.

И. Левитан. Картина Васильки.1894. Цветы изображены в простом крестьянском горшке. Фото с интернета
И. Левитан. Картина Васильки.1894. Цветы изображены в простом крестьянском горшке. Фото с интернета

Славяне широко использовали горшки в погребальных обрядах (что подтверждено раскопками археологов). После сожжения покойника его прах помещали в горшок и закапывали в землю. Русские летописные своды средневековья подтверждают такой обряд захоронения у славянских племен радимичей, вятичей и кривичей. Позже в гробы и места захоронений клали уже горшки с пищей.

Интересно также отметить, что в народном сознании четко проводилась параллель между судьбой горшка и судьбой человека. Это находило свое выражение в загадках, где рассказывалось о рождении горшка, его жизни и смерти, а также в таких параллелях, как «ломаный горшок — брошенная жена», «девки — посуда аховая: и не увидишь, как разобьется» и т. д. Горшок нашел себе довольно широкое применение в погребальной обрядности. Так, на большей части территории Европейской России, был распространен обычай разбивать горшки при выносе из дома покойников. Этот обычай воспринимался как констатация ухода человека из жизни, дома, деревни. После похорон горшок, наполненный в доме умершего горячими углями, ставился вверх дном на могилу, при этом угли рассыпались и гасли.

На этом старом фото если приглядеться легко можно найти целый арсенал из горшков. Фото из интернета
На этом старом фото если приглядеться легко можно найти целый арсенал из горшков. Фото из интернета

Кроме того, покойника через два часа после смерти обмывали водой, взятой из нового горшка. После употребления горшок уносили подальше от дома и закапывали в землю или бросали в воду. Считалось, что в горшке с водой сосредотачивается последняя жизненная сила человека, которую сливают во время обмывания покойника. Если такой горшок оставить в доме, то покойник будет возвращаться с того света, пугать и беспокоить живущих в избе людей.

Так же множество таинств, примет и обрядов было связано с теми, кто горшки делал – гончарами.

Общеизвестно, что обжигательная печь и место рядом с ней, откуда гончар регулировал процесс изготовления своих изделий, устраивались ниже уровня земли. Отсюда шла подсознательная профессиональная привязка гончаров к подземному пространству (царству мертвых). Постоянное использование стихии огня (его непрерывное укрощение) в гончарном ремесле обусловили традиционные представления наших предков о связи гончарства с загробным миром, берущее свои истоки из практиковавшегося долгое время у древних славян ритуала трупосожжения (кремации). Это отразилось, например, в таком языковом явлении, как замена конкретного слова «умер» описательным выражением, в котором соединяются мотив работы гончара и топоним, имеющий звуковую форму, близкую слову «могила». Так, костромские крестьяне об умершем человеке говорили: «В Могилевской губернии горшки обжигает». Идея соотнесения гончарства с потусторонним миром воплощается также в мифологических рассказах и сказках, где герой-горшечник встречается с ходячими покойниками и побеждает их. Сам гончар осмыслялся в народном сознании как посредник между двумя мирами.

Гончар за работой. Дореволюционная фотография.Фото из открытых источников
Гончар за работой. Дореволюционная фотография.Фото из открытых источников

Профессия гончара требовала значительных познаний в области преобразования различных природных веществ и четких представлений о специфических химических процессах, что далеко не всегда было доступно крестьянскому сознанию. Крестьяне видели, как правило, только результат работы гончара - керамическую утварь. В народе считали, что в посуде гончара, не владеющего профессиональными тайнами, не будет получаться хорошая сметана или не смогут долго храниться продукты питания.

Действительно, изготовление гончарных изделий обставлялось множеством правил и запретов, которые держались в строжайшем секрете от простых людей. Знающий гончар отправлялся за водой для изготовления посуды только в субботу, до восхода солнца. Придя к источнику, он говорил: «Я пришел по воду, делать кувшины для сыра, для сметаны, для масла». Возвратившись домой, мастер тут же заливал глину водой и начинал ее месить. Традицией предписывалось начальные этапы обработки материала совершать только до восхода солнца, иначе, по поверьям, посуда не будет удачной. При формовке каждого сосуда следовало сказать вслух, для какой цели он делается: для сметаны ли, для масла ли, для чего-либо еще. Во многих славянских традициях гончары в конце дня, завершая работу, чертили на оставшемся на гончарном круге куске глины крест, чтобы нечистая сила не вращала круг ночью. Клейма в виде крестов на днищах горшков хорошо известны из археологических находок. К особым знаниям гончара относилось умение чувствовать качество материала и придавать ему форму, правильно расставлять многочисленные изделия в горне и регулировать температуру обжига. Отсутствие знаний и профессионального чутья могли на любом этапе работы свести усилия ремесленника на нет. Изделия могли получиться некрасивыми, непрочными, пойти трещинами, разбиться вовсе или просто оказаться неудачными уже при использовании в хозяйстве.

Гончарная мастерская. Фото из интернета
Гончарная мастерская. Фото из интернета

Некоторым видам молочной посуды, в зависимости от времени ее изготовления, получения в результате обжига специфической формы и использования мастером особого материала, приписывались магические свойства. Так, в Подольской губернии ценилась посуда, которая изготавливалась в полнолуние: по поверьям, в ней получалась хорошая сметана. Удачными считались кувшины «с пупом», то есть с небольшим возвышением внутри на днище: крестьяне полагали, что они хороши для молока. Необычными качествами, согласно поверьям, наделялись сосуды, которые были слеплены из остатков глины, снятых гончаром с пальцев. Магическими свойствами обладали также кувшины, специально сделанные для ведьм, которые «отбирали» молоко у чужих коров. На Черниговщине особыми считались кувшины, изготовленные в субботу на первой неделе Великого поста во время, когда шла церковная служба. Эти кувшины гончар помечал орнаментом в виде креста, и женщины стремились приобрести именно такие сосуды, так как верили, что только в них сливки могут отстояться на высоту целого горлышка, а недобрые люди не смогут сглазить молоко.

Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига.ря

Деревенская ведьма, прядущая кудель. Примечательна метла на переднем плане. Фото из интернета
Деревенская ведьма, прядущая кудель. Примечательна метла на переднем плане. Фото из интернета

Горшки в связи их сугубо утилитарным назначением редко орнаментировались. Их украшением обычно служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольников, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда.

Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями — придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

На сегодня у меня все))) Обняла и убежала!

Пишите в комментариях, историю и сакральное наполнение еще каких предметов быта наших предков вы хотели бы видеть в последующих публикациях.

Всегда ваша Морозова

Мои проекты:

Основной канал в Дзене

https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link

Ярус. Надежда Морозова.

https://yarus.ru/u/10020197

Паблико  Отмороженные истории | Паблико