Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы начали разбирать 21-ую главу книги Деяний святых апостолов, узнали как апостол Павел противился воле Святого Духа и добрались до момента, где он предстал перед Иаковом и пресвитерами.
Выслушав речь Савла, слушатели рассказали, что у них тысячи уверовавших иудеев, которые имеют претензии к Павлу, т.к. наслышаны, что он призывает евреев отказаться от обряда обрезания. Сами эти люди ревнители закона Моисея, как и заповедовал им Христос, потому считают Савла отступником:
“А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям” [Деян. 21:21].
Собрание предлагает апостолу очистится, в компании четырех человек, причем, вероятно, для более качественного очищения, советуют взять на себя оплату тех жертв, которых они все должны будут принести:
“Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон” [Деян. 21:24].
Получается, как только он за жертвы заплатит, так сразу все поверят, что он чист перед законом Моисея.
Павел очистился с четырьмя другими, потом объявил окончание дней очищения, и должно было наступить время для принесения жертв, но тут, не вовремя, появились иудеи из Азии, которые схватили апостола с криком:
“мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввёл в храм и осквернил святое место сие” [Деян. 21:28].
Причем автор Деяний считает, что иудеи обознались:
“Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввёл в храм” [Деян. 21:29].
Павла хотели убить, но в дело вмешался тысяченачальник. Тогда апостола сковали цепями, а он рассказал тысяченачальнику, что является иудеянином и жителем Киликии, после чего попросил разрешения обратиться с речью к народу:
“Павел же сказал: я Иудеянин, Тарсянин, гражданин небезызвестного Киликийского города; прошу тебя, позволь мне говорить к народу” [Деян. 21:39].
Обратите внимание на формулировку “иудеянин”, т.е., вероятно, обитатель Иудеи, хотя с другой стороны, дальше есть уточнение на принадлежность к конкретному городу. Вероятно, этот термин нужно воспринимать, как синоним к слову “еврей”, причем проживающий на территории Иудеи.
Тысяченачальник, на удивление, дает согласие на просьбу Савла. Глава заканчивается на том, что Павел собирается говорить с людьми на еврейском языке:
“Когда же тот позволил, Павел, стоя на лестнице, дал знак рукою народу; и, когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на еврейском языке” [Деян. 21:40].
Получается, что обращается он только к евреям, сомнительно, чтобы новообращенные из неевреев его понимали.
Речь Савла ждет нас в следующей публикации и в 22 главе Деяний святых апостолов.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь.