Я в свое время размышляла на эту тему вместе с читателями (ссылки снизу). А сейчас опять задумалась… Меня ученица в группе натолкнула на размышления.
Говорит:
- Вот если ученик не понимает – разве это не учитель виноват? Значит, плохо объяснил.
Я ей отвечаю:
- Вот, смотрите, вы сидите, например, вдвоем с Машей (это ее ооочень слабая одноклассница, тоже у меня занимается). Я что-то объясняю. Объясняю вам двоим. Вы слышите абсолютно одно и то же. Почему вы поняли, а она нет? Я же не поменялась, я такая же. Может, дело не во мне, а в вас или в Маше?
- А ведь и правда… - задумалась девочка.
***
Учился у меня юноша, лет 16 ему было. Просто идеальный ученик! Все схватывал на лету, новые конструкции и слова сразу же использовал, у него просто какое-то языковое чутье было. Очень способный. Очень.
Через пару лет приводят ко мне его сестру. Семиклассницу.
Я думаю:
- О, сейчас мы с ней поработаем. Я же брата помню, наверняка у девочки такой же потенциал.
Что вы думаете? Девочка была откровенно тупа, как пробка. И еще ленива. Вот реально, двух слов за мной повторить не могла. По образцу ничего сделать не могла. То есть, условно говоря, я ей показываю:
- My name is Вася.
Прошу сказать, к примеру: «Меня зовут Петя».
Все. Ступор. Не додумывается она «Васю» на «Петю» заменить. Для нее это совершенно разные предложения.
Или пишу предложение:
- My cat is big.
Разбираем, разбираем, еще раз разбираем.
Вешаю на доску картинку собаки, пишу крупно:
- DOG.
И не менее крупно перевод. Размахиваю игрушечной собакой. Читаю слово. Прошу ее повторить за мной слово. С пятой попытки повторяет. Прошу сказать:
- Моя собака большая.
Тычу на предложение про кошку, потом на картинку с собакой, на надпись. Машу попеременно собакой и кошкой. Нет, не знает. Не может.
Вот почему брат понимал с ходу, а у нее вот так? Я-то все такая же, ничуть не изменилась. И объясняю так же. Хотя нет, брату столько телодвижений с моей стороны не требовалось.
Да, добавлю, родители там не менялись. Т.е. та же мать, тот же отец. Родные они, не сводные или там что-то. Девочка умственно полноценная, посещает обычную школу. Ту же, что и брат в свое время.
Вот кто мне объяснит, в чем тут дело?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
О том же:
Существуют ли «необучаемые» дети? Или хороший педагог сможет научить всех?
И еще немного о так называемой «необучаемости» или о разной скорости восприятия
Вот о чем я писала 19 марта в прошлом году:
Использование смартфонов во время обучения становится необходимостью
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.