Найти тему
Евгений Михайлов

Двойное дно 8 марта

В России любят историю и постоянно на неё ссылаются, но часто её не знают или не понимают даже то, что знают. Например, стандартной ошибкой является непонимание роли русского царизма. Исторически русский царизм был чудовищной силы бонусом. Россия пришла к Новому времени довольно отсталой (по объективным причинам) страной. Но волей судеб в России возник симбиоз абсолютной (то есть передовой европейской) монархии и народа, который считал личность монарха сакральной и без лишних вопросов выполнял решения царя. В других странах была другая картина. Или монарх был сильно ограничен в своих возможностях и тем самым снижалась эффективность управления, или сами правящие круги были достаточно отсталыми. А бывало и то, и другое, как например, в Османской империи. Это позволило России в отличие от остальных стран такого рода, например, Польши, войти в число великих держав и создать великую культуру.

Естественно, для конкурентов русский царизм был как кость в горле. Конечно, он тоже должен был меняться, но на 1917 г. именно царизм был адекватной формой правления, хотя он уже и был ослаблен революцией 1905 года, которая привела к забеганию вперёд на два-три десятилетия. Страна ещё не была готова к парламентской форме правления и, само собой, на крутом повороте именно Дума и сыграла роковую роль.
События развивались так. 22 февраля царь уехал в Ставку. 23 февраля (8 марта по старому стилю) в столице начались беспорядки. Зачин дали работницы Торшиловской ткацкой фабрики (хозяином которой был по странному стечению обстоятельств англичанин Джон Коатс). Отсюда есть пошёл и любимый в СССР и в РФ праздник. «В качестве памятной даты 8 марта был установлен в 1921 г., когда в период работы III конгресса Коминтерна в Москве проходили заседания II Международной конференции коммунисток. Основав собственный, Третий Интернационал, большевики сохранили в нем многие традиции, присущие его прежнему предшественнику: в числе них был и обычай созывать женскую конференцию после основного конгресса. Одной из делегаток II конференции была и Клара Цеткин, старейшая деятельница международного рабочего движения, уже к тому времени ставшая «живой легендой».

Делегатки Международной конференции коммунисток решили исправить ситуацию с «плавающей датой» интернационального женского дня, избрав 8 марта «Международным днем борьбы женщин за свои права», в память о героическом выступлении работниц Торшиловской фабрики, с которого началась Февральская революция».

То есть получается, что два самых любимых и распространённых именно у нас праздника 23 февраля и 8 марта прямо связаны с свержением русского царизма. То есть мы празднуем, а кто-то празднует то, что русские до сих пор не разобрались даже со своими праздниками. Русофобам, конечно, в эти дни есть что отмечать. Как писал другой англичанин Бернард Шоу: «В годы моей молодости мы все смертельно боялись России. Мы говорили о Завещании Петра Великого. Г. Редьярд Киплинг сделал себе репутацию заслуженного патриотического поэта, обличая большого Белого Медведя, державу, которая протягивала когти к Индии как прелюдию к тому, чтобы протянуть свои когти ко всему миру.

Я спрашиваю лукаво глупых близоруких джентльменов, кто написал в американских газетах обличающие Россию материалы… что они об этом думают? Они хотят царизм снова обратно?»

Конечно, сегодня нет речи о восстановлении русского царизма, это невозможно и не нужно, эпоха уже давно ушла. Также не нужно и отказываться от полюбившихся праздников, они давно уже приобрели абсолютно другой смысл. Но знать о подоплёке, о двойном дне, о том, почему именно эти даты сделали настолько популярными, нужно. Пригодится.