Найти тему
travelstar_ushka

Желелезноводск - очередной закрытый гештальт

Бешеной собаке… а дальше вы сами знаете. 

Не смотря на пасмурную погоду и противный дождь, поехала я в Железноводск. 

Железноводск. Фото автора
Железноводск. Фото автора

Это был мой незакрытый гештальт с прошлого раза. И не захотела я его вновь откладывать. 

По выходным из Кисловодска в Железноводск идёт электричка и это был мой вариант. Электричка старая, но ехать удобно.

Электричка из Кисловодска в Железноводск. Фото автора
Электричка из Кисловодска в Железноводск. Фото автора

От Бештау нырнули в туман. Получилось прикольно. Постоянно вспоминался Сайлент-Хилл.)) Белый плотный туман очень этому способствовал.

Но начну с поездки по железной дороге.

Участок железной дороги от Бештау до Железноводска, самый крутой в Европе. Наклон путей достигает 16 градусов. Даже в Альпах меньше.

В то время, когда он был построен, в 1895 году, это было новаторским решением. Тогда в Железноводск ездил самый мощный паровоз-танк и тащил он всего два вагона.

Весь путь пассажиры видят из окна лес - лиственные деревья и кустарники.

Пейзаж за окном поезда. Фото автора
Пейзаж за окном поезда. Фото автора

Что посмотреть в Железноводске?

Не буду оригинальной и скажу, что, во-первых, это Островские ванны, построенные в 1893 году по проекту архитектора П.Сюзора, который строил знаменитый дом Зингера в Санкт-Петербурге. 

Островские ванны, Железноводск. Фото автора
Островские ванны, Железноводск. Фото автора

Когда-то это красивое, богато украшенное, здание привлекало «на воды» в Железноводск богатую публику.

К сожалению, сейчас здание со всех сторон закрыто забором, вроде как на реставрацию. Видно только верхнюю часть - башенки в мавританском стиле и минарет. Очень жаль, но здание Островских ванн в таком состоянии уже много лет. 

Островские ванны, Железноводск. Фото автора
Островские ванны, Железноводск. Фото автора

Власти предпочитают тратить деньги  на благоустройство новых мест отдыха, а не на реставрацию исторических зданий. 

Островские ванны, Железноводск. Фото автора
Островские ванны, Железноводск. Фото автора

Я их не виню, бюджет не резиновый и они выбирают, куда лучше потратить средства, из соображений выгоды. А какая выгода от реставрации? Но попытаться пробить федеральное финансирование, можно и нужно.

Следующий объект, куда я отправилась - это дача-дворец эмира Бухарского. Вот это здание - частная собственность, но оно тоже долго не реставрировалось. Сейчас дом огорожен и висит табличка, что его реставрируют. 

Дворец Эмира Бухарского, Железноводск. Фото автора
Дворец Эмира Бухарского, Железноводск. Фото автора

Почему «дворец эмира Бухарского»? Эта земля была подарена Александром III своему генералу, Сеиду Абдулла-хану, который и был Бухарским эмиром. 

Дворец Эмира Бухарского. Фото автора
Дворец Эмира Бухарского. Фото автора

Он построил здесь небольшой дворец в восточном мавританском стиле по проекту архитектора Семенова. Строили долго и эмир здесь так и не пожил. 

Дворец Эмира Бухарского. Фото автора
Дворец Эмира Бухарского. Фото автора

В 1913 году дом подарили императорской семье. Но, опять же, никто из этой семьи там не бывал. Дворец использовали под госпиталь во время войны, а потом под санаторий.

И, наконец, «архитектурный символ» Железноводска - «Пушкинская галерея». Здание из стекла и металла в новомодном стиле «модерн» появилось в Железноводске одновременно с почти такой же, Лермонтовской галереей в Пятигорске. 

Пушкинская галерея, Железноводск. Фото автора
Пушкинская галерея, Железноводск. Фото автора

Интересно, что металлические элементы конструкции здания делали в Петербурге, витражи в Варшаве, а местные мастера добавили кованые элементы. 

Пушкинская галерея, Железноводск. Фото автора
Пушкинская галерея, Железноводск. Фото автора

Сейчас в здании галереи открыта выставка работ художников Ставрополья. Вход - 100 рублей.

Из более современных достопримечательностей нужно посмотреть каскадную лестницу и рукотворное озеро у её основания. 

Каскадная лестница, Железноводск. Фото автора
Каскадная лестница, Железноводск. Фото автора

Каскадная лестница появилась в Железноводске в 1936 году. По-советски помпезная, с фонтанами и статуями. Сейчас она отреставрирована и находится в очень приличном состоянии. 

Каскадная лестница, Железноводск. Фото автора
Каскадная лестница, Железноводск. Фото автора

Конечно, март, это не то время, когда здесь красиво. Но уж что есть.

Кстати, обновили лестницу креативно. На каждом пролёте теперь есть значок с количеством килокалорий, которые вы потратили, поднимаясь по лестнице до этого пролёта. Отличная идея, я считаю.

Так показывают количество потраченных на подъём по лестнице калорий. Фото автора
Так показывают количество потраченных на подъём по лестнице калорий. Фото автора

В 1956 году по инициативе местных энтузиастов к основания Каскадной лестницы вырыли котлован. Постепенно он заполнился водой и получилось озеро. Похоже, именно на благоустройство этой территории потратили все деньги из бюджета. 

Озеро в парке Железноводска. Фото автора
Озеро в парке Железноводска. Фото автора

Лодочная станция, смотровая площадка, лесенки, набережная, кафе. Островок, где представлены макеты всех гор, которые находятся на территории Минвод. 

Островок с макетом всех гор, которые находятся на территории Кавминвод. Фото автора.
Островок с макетом всех гор, которые находятся на территории Кавминвод. Фото автора.

Удобное и красивое общественное пространство. Рядом же большая «Железная площадь», где проводят всяческие мероприятия и большие концерты.

На этом я решила, что больше мокнуть под дождём не хочу и направилась к вокзалу. Электричка ожидалась только вечером, поэтому я просто доехала на маршрутке до Ессентуков и дальше на электричке уехала в Кисловодск. 

Железнодорожный вокзал Железноводска. Фото автора
Железнодорожный вокзал Железноводска. Фото автора

Для тех, кто захочет повторить мой маршрут публикую расписание маршрутки.

Расписание маршрутки в Ессентуки. Фото автора
Расписание маршрутки в Ессентуки. Фото автора

До Ессентуков ехать около 35 мин. Остановка находится напротив ж/д вокзала, стоимость проезда 80 руб.

А вы, друзья, были в Железноводске? Согласны, что город заслуживает вложений в инфраструктуру и реставрацию?