Подлинный новатор, он заложил принципы искусства высокого шитья, не потерявшие значения и сегодня. Он считал моделирование одежды не просто искусством, а синтетическим жанром: «Кутюрье должен быть архитектором кроя, художником цвета, скульптором формы, музыкантом гармонии и философом стиля».
Жизнь Кристобаля Баленсиаги — своего рода история восхождения бедного юноши к вершинам олимпа моды. Он родился в баскской деревушке на севере Испании, но детство и юность провёл в приморском городке Сан-Себастьяне. Отец Кристобаля, капитан рыболовецкого судна, погиб, и матери тогда пришлось стать портнихой. Мальчик очень рано начал помогать ей, выказывая прекрасные способности к шитью.
Однажды 14-летний Кристобаль, увидев маркизу Каса-Торрес, выходящую из церкви после мессы, сказал, что, будь у него такая же ткань, как та, из которой сделан её элегантный костюм, он сшил бы не хуже. Самоуверенный мальчик позабавил маркизу. Ему предоставили нужный материал — и результат превзошёл все ожидания.
Маркиза Каса-Торрес, желая помочь молодому дарованию, устроила Кристобаля в модный магазин «Louvre», где он получил необходимые знания по конструированию и моделированию одежды. Баленсиага прошёл обучение у Коко Шанель и в 1919 г. открыл свой первый Дом в Сан-Себастьяне. (Второй откроется в 1933 г. в Мадриде, третий — в 1935 г. в Барселоне.) Он торговал копиями парижских моделей из тканей, закупленных в Париже, а главной его задачей тогда было адаптировать французскую моду к особенностям сложения испанских женщин.
Баленсиага работал с утра до ночи, изучая пропорции и гармоничные соотношения в архитектуре, чтобы затем перенести эти закономерности в технологию создания модной одежды. В Испании он был единственным модельером, который умел одевать толстых и худых, высоких и маленьких. Он знал о женщинах намного больше, чем все кутюрье того времени. Принципы от-кутюр, заложенные Баленсиагой, не потеряли своего значения и сегодня.
Начавшаяся в 1936 г. Гражданская война остановила деятельность Баленсиаги в Испании, и в 1937 г. он переезжает в Париж, где, имея ограниченный капитал, всё же открывает бутик в шикарном квартале больших Домов моды (на авеню Георга V). Чтобы показать первую коллекцию в августе того же года в Париже, пришлось влезть в долги. Зная, что от успеха или провала будет зависеть его будущее в столице моды, Баленсиага работал с фанатическим упорством. А в 1939 г. коллекцию «Инфанты» ожидал триумф, с лихвой вознаградивший всех, кто оказал мастеру финансовую поддержку. Его клиентками стали Барбара Хьютон, Глория Гиннес, Полин де Ротшильд, принцесса Виндзорская, звёзды кино Марлен Дитрих и Ингрид Бергман.
В оккупированном немцами Париже Баленсиага работал, как и прежде. Мало того, он смог всего через несколько месяцев после закрытия вновь наладить дело в Испании и продолжал торговать всю войну. Рассказывали, что женщины из самых разных стран переходили линию фронта, чтобы купить его платья, которые оказывались изумительным контрабандным товаром.
Платья Баленсиаги предназначались для больших выходов: короткие накидки, гигантские воланы, шлейфы и драпировки создавали великолепное «обрамление» для владелиц. Баленсиага придумал блузки без воротников, а также воротники, зрительно удлиняющие шею, платье-баллон, платье-тунику, платье-мешок и платье-рубашку. С годами его техника становилась всё отточеннее, а модели все проще. Он был подлинным новатором, что признавал среди прочих и «революционер от моды» Кристиан Диор. В 1945 г. Баленсиага показал платье, которое послужило предвестником диоровского стиля нью-лук.
Любимыми цветами мастера были чёрный и естественные цвета Испании — коричнево-красный (цвет земли), серо-зелёный (цвет оливковых деревьев), ярко-красный (цвет плаща тореро). Его вдохновляла испанская живопись: детали костюмов он находил у Сурбарана, цветовую гамму «подсказывали» Веласкес и Гойя.
В последние годы деятельности Кристобаль Баленсиага признал важность работы на экспорт и позволил американским промышленникам копировать свои модели для продажи. Но, посетив швейную фабрику в Нью-Джерси, он понял, что его платья нельзя доверять машинам, рассчитанным на массовое производство. Поэтому он, как и многие его коллеги, основал собственную швейную империю.
Упорство и страсть в достижении совершенства, нежелание заниматься саморекламой, растрачивать время на светскую болтовню — таков был Баленсиага. Он был очень разборчив и ненавидел дешёвку в любой форме, называя её баскским словом «курси», что означает «грубо», «вульгарно». Баленсиага считал, что «ни один модельер не в состоянии сделать неэлегантную женщину элегантной», и не одобрял тех клиенток, которые заказывали не подходящие для них платья или больше туалетов, чем нужно.
При всей суровости характера Баленсиага помогал начинающим кутюрье и советом, и опытом. У него проходили стажировку такие ныне известные модельеры, как Андре Курреж, Эмануэль Унгаро. Его признаёт своим учителем и кумиром Юбер де Живанши, который в 1952 г. открыл собственный салон как раз напротив Дома Баленсиаги. Эти два мастера оставались друзьями до самой смерти Баленсиаги.
В 1968 г. Францию потрясли события «мягкой революции». Это был год, когда Кристобаль Баленсиага показал последнюю коллекцию. Поняв, что времена роскоши и элегантности безвозвратно ушли, Баленсиага закрыл свой Дом и уехал в Испанию.