«Страна полыни» – это территория межгорных пространств семи западных штатов на севере США и четырех – в Канаде.
Переселенцы «на Запад» при освоении территории Америки считали бесполезными эти территории – они были непригодны для выпаса скота, поэтому засухоустойчивые кустарники, которые являлись основой местной экосистемы в ряде мест безжалостно выжигались.
Полынь имеет множество видов, но кустарниковые ее формы – «большая полынь» - это растения, живущие до ста лет. Они могут достигать высоты 3- 3,5 м. Своими стержневыми корнями (от 1 до 4 метров) они закачивают воду из нижних слоев почвы и ночью выделяют ее в поверхностном слое почвы, увлажняя свои же поверхностные корни, которые могут быть в несколько раз шире кроны растения, а также корни полевых цветов и пучковых трав, произрастающих в том числе под защитой полыни от ветра и солнца. Эти участки дополнительно покрываются мхами и лишайниками, сохраняя влагу в почве и препятствуют эрозии.
Заросли полыни на огромных безлесых территориях являются также прибежищем многих животных, например, карликовых кроликов, которые в свою очередь очень избирательно используют некоторую полынь в пищу.
Сегодня в США и Канаде тратятся миллионы долларов на поддержку этой экосистемы.
Это растение пришло и в бонсай. Давно. Еще в 1940-е годы, в лагерях интернированных американцев японского происхождения в Минидоке (Minidoka, Айдахо) и на озере Туле (Tule Lake).
Об этом широко стало известно при разработке концепции выставки "Бонсай мировой войны: память и устойчивость" в Тихоокеанском музее бонсай, которая демонстрировалась в 2020-2021 годах. В музее есть бонсай сосны, посаженые семенами в начале 1940-х годов интернированными японцами.
Но были среди интернированных и те, кто не имел такой возможности - в доступности были только полынные степи. Именно из этих растений они составляли свои коллекции, «сады» и даже делали выставки. Коллекция Ясусуке Когиты (Yasusuke Kogita) в лагере Минидоки (Minidoka, штат Айдахо) состояла из камней, выставленных в качестве скульптуры в саду. Там же он посадил полынь и занимался ее формированием.
Анна Тамура (Anna Tamura), волонтер Тихоокеанского музея бонсай: «Некоторые Иссеи и Нисеи (американцы японского происхождения в первом и втором поколении) практиковали бонсай в лагерях. Например, использование искусства бонсай на местной полыни в Минидоке для создания заповедника дикой природы за пределами лагеря и выставки бонсай во время заключения в Минидоке».
Известно о полынных бонсай и в лагере на озере Туле (Tule Lake).
Японские сады в лагерях интернированных не были редкостью.
Но и сегодня можно увидеть достойные бонсай из полыни не только в частных, но и в музейных коллекциях.
Те, кто обменивается опытом создания таких бонсай, пишут о том, что часто бывает трудно выкопать такой куст в каменистых почвах. Лишенные глубоких стержневых корней, растения плохо приживаются. Опытные бонсаисты советуют выкапывать полынные кусты ранней весной с возможно большим количеством корней. А при формировании следить за тем, чтобы вовремя, несколько раз за сезон изгибать ветки – они очень быстро становятся грубыми и ломкими. Многие также опасаются возможного гниения «древесины».
Трудно сказать о долговечности таких бонсай из полыни. Известно, например, о деревьях, формирование которых началось в 2012 году.
Приведу еще несколько фото бонсай из полыни, которые мне понравились.
И, наконец, мой фаворит:
Десятиминутный фильм об этом бонсай по ссылке рекомендую посмотреть полностью – все от обстановки, съемок и музыки до работы мастера и самого бонсай – настоящая эстетика. Это пока единственное видео на канале, но мне кажется, что оно уже вошло в мой личный ТОП.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.