Найти тему
Военная история

PaK 40 auf RSO - «стеклянная пушка»

Оглавление
7,5-см Pak 40 auf RSO
7,5-см Pak 40 auf RSO

Термин «стеклянная пушка» часто используется для обозначения машины с большой огневой мощью, но минимальной броней. PaK 40 auf RSO является одним из примеров этого, с мощной противотанковой пушкой PaK 40, установленной на очень маленьком гусеничном шасси, изначально предназначенном для перевозки грузов.

Машина базировалась на шасси грузового автомобиля Raupenschlepper Ost, более известного как RSO. Эта маленькая машина была немногим больше небольшого грузовика, но была модифицирована для перевозки непропорционально большого орудия.

Эта маленькая машина весом всего 6 тонн была способна уничтожить большинство танков на поле боя. Однако, Германия вскоре поймет, что оставлять экипаж без должной защиты - плохая идея.

Предпосылки к созданию

7,5-см Pak 40 auf RSO исходит из той же концепции, что и немецкие машины Panzerjäger, Marder и Nashorn.

Эти машины стали решением достаточно серьезного вопроса, касающегося практичности противотанковых средств.

В начале войны у Германии были противотанковые (ПТ) батальоны, приданные армейским дивизиям для борьбы с бронетехникой противника. Проблема заключалась в том, что орудия по-прежнему тянули полугусеничные и колесные машины.

Противотанковая пушка PaK 40 (в центре). Справа — 37-мм PaK 35/36, а за PaK 40 — 50-мм PaK 38
Противотанковая пушка PaK 40 (в центре). Справа — 37-мм PaK 35/36, а за PaK 40 — 50-мм PaK 38

Что еще хуже, новые орудия становились все более тяжелыми и делали их транспортировку еще сложнее. Грузовик с 1,5-тонным PaK 40 был уязвим для огня противника и легко мог застрять на пересеченной местности.

Немцы быстро занялись устранением этих проблем, просто установив орудие на гусеничное шасси (обычно от более старого танка меньшего размера). Таким образом, машина могла двигаться по пересеченной местности, а изменение позиции происходило быстрее и проще.

В 1943 году планировалось установить противотанковую пушку 7,5 cm PaK 40 на шасси небольшой грузовой машины, известной как RSO. Это последовало за предыдущей идеей сделать стационарное противотанковое оружие мобильным.

Сам по себе RSO представляет собой интересное маленькое транспортное средство. Он был разработан в начале войны, чтобы помочь с общим перемещением оборудования и припасов по густой грязи, встречающейся на Восточном фронте. Эти условия были тяжелыми даже для полугусеничных машин, но РСО был полностью гусеничным.

Трактор РСО. Более поздние версии имели квадратную кабину с брезентовым верхом
Трактор РСО. Более поздние версии имели квадратную кабину с брезентовым верхом

В нем отказались от сложных систем подвески с перекрытием, которые использовались на других немецких машинах, и вместо этого он работал на четырех простых опорных катках и гусеницах с штифтами.

Его простота оказалась чрезвычайно ценной на Восточном фронте. Он также превосходно работал на пересеченной местности и, почти так же, как Kettenkrad, благодаря своей исключительной практичности мог использоваться в самых разных целях.

RSO поступил на вооружение в 1942 году и использовался до конца войны, было построено около 30 000 машин.

В начале 1943 г. начались работы по созданию самоходки на базе РСО, вооруженной PaK 40. Это решение было логичным - RSO был надежным, простым в изготовлении и отлично работал. Кроме того, его уже использовали для буксировки PaK 40, так почему бы не объединить их в одну платформу?

Разработка

Wa Pruef 4, немецкое бюро, отвечающее за артиллерийские разработки, начало работать со Steyr над разработкой этой машины. Rheinmetall-Borsig также участвовала в проекте в областях, связанных с пушкой.

Начнем с того, что весь немодифицированный PaK 40 с разделенными опорными стойками просто помещался в грузовую платформу RSO. Со временем для орудия была разработана подходящая база, чтобы его можно было надежно установить на RSO.

Кабина была преобразована в низкопрофильную клиновидную форму, что обеспечило зазор для орудия над передней частью машины.

7,5-см PaK 40 auf RSO. В передней клиновидной секции размещаются водитель и двигатель
7,5-см PaK 40 auf RSO. В передней клиновидной секции размещаются водитель и двигатель

Основание орудия было спроектировано таким образом, что верхняя часть PaK 40, включая орудийный щит, могла быть прикреплена без каких-либо модификаций самого орудия. При необходимости орудие можно было демонтировать и снова поставить на базовую установку PaK 40.

Предусматривалось, что в случае повреждения или застревания? пушку можно будет снять и отбуксировать другим транспортным средством, что сократит материальные потери.

База также могла поворачиваться на 360 градусов, что давало орудию возможность вести круговой огонь.

PaK 40 auf RSO, вид сзади
PaK 40 auf RSO, вид сзади

Общий вес RSO, буксирующего PaK 40, был меньше, чем у RSO, несущего PaK 40, поэтому расход топлива и износ уменьшались.

Испытания проводились в 1943 году, и одной из первых проблем была устойчивость машины при стрельбе из пушки вбок, поскольку она была довольно тяжелой. Это оказалось не критичным недостатком, и машина, получившая обозначение 7,5 cm PaK 40 auf RSO, была продемонстрирована Гитлеру до конца 1943 года.

Он был очень впечатлен машиной, которая теоретически обеспечивала поражающую мощь танка на небольшой самоходной платформе весом менее 6 тонн. Для дальнейшего изучения концепции в боевых условиях в сентябре 1943 года была заказана партия из 50 испытательных машин.

Конструктивные особенности

PaK 40 auf RSO сохранил простоту своей основы RSO. Ходовая часть и двигатель остались такими же, как на RSO, с четырьмя простыми опорными катками на борт и двигателем мощностью 85 л.с. спереди. Он также унаследовал превосходный дорожный просвет RSO в 55 см, что во многом объясняет его такие хорошие внедорожные характеристики.

PaK 40 auf RSO имел такой же большой дорожный просвет, как и стандартный RSO. Но, к сожалению, это сделало его высоким и несбалансированным
PaK 40 auf RSO имел такой же большой дорожный просвет, как и стандартный RSO. Но, к сожалению, это сделало его высоким и несбалансированным

Пол платформы служил хранилищем боеприпасов для PaK 40, доступ к снарядам осуществлялся с помощью подъемных панелей. Эта задняя часть была окружена деревянными бортами, как у обычного грузового автомобиля, но во время движения их можно было опустить, чтобы увеличить рабочее пространство экипажа.

В центре боевой платформы находилась противотанковая пушка 7,5 cm PaK 40. Это было отличное противотанковое оружие, способное справиться с большинством танков Союзников. С самым мощным боеприпасом он был способен пробить сталь толщиной 100 мм с расстояния 1000 метров.

Вид сверху на PaK 40 auf RSO сзади, показывающий его артиллерийскую платформу. Как видно здесь, боковая панель была опущена, чтобы увеличить размер платформы. Обратите внимание на панели в полу, закрывавшие боеприпасы
Вид сверху на PaK 40 auf RSO сзади, показывающий его артиллерийскую платформу. Как видно здесь, боковая панель была опущена, чтобы увеличить размер платформы. Обратите внимание на панели в полу, закрывавшие боеприпасы

В передней и задней части располагались треугольные замки для фиксации орудия на месте во время движения машины.

Экипаж был защищен только штатным орудийным щитом PaK 40, который состоял из листа толщиной 4 мм, воздушного зазора 25 мм и еще одного листа толщиной 4 мм. Это сделало их чрезвычайно уязвимыми для огня противника.

Чтобы обеспечить некоторую защиту от непогоды, PaK 40 auf RSO был оснащен брезентовым экраном, который можно было установить над машиной.

Этот уцелевший образец в Panzermuseum Munster выставлен с установленным брезентовым покрытием
Этот уцелевший образец в Panzermuseum Munster выставлен с установленным брезентовым покрытием

Однако одним из главных недостатков машины была её максимальная скорость. RSO уже был довольно медленным транспортным средством (с максимальной скоростью 30 км/ч на дороге), но дополнительный вес PaK 40 еще больше мешал этому. В результате его максимальная скорость по шоссе составляла всего 17 км/ч, что значительно повлияло на его полезность в качестве мобильного истребителя танков.

Итог

Как уже упоминалось, заказ на 50 PaK 40 auf RSO был размещен в сентябре 1943 года, так как на чертежах он выглядел очень перспективным истребителем танков. Фактически, Гитлер первоначально запросил серийный выпуск 400 экземпляров.

Однако в начале 1944 года с передовой стали поступать сообщения о том, что машины на самом деле довольно неэффективны. Они обладали низкой скоростью и испытывали некоторые проблемы с надежностью.

Однако самой тревожной проблемой была уязвимость экипажа. Расположенные высоко, практически без броневой защиты, они были ужасно уязвимы для непогоды, вражеского огня и осколков.

Полностью открытый верх и борта делали экипаж чрезвычайно уязвимым, что делало его непопулярным транспортным средством
Полностью открытый верх и борта делали экипаж чрезвычайно уязвимым, что делало его непопулярным транспортным средством

В итоге Гитлер приказал отменить проект в июне 1944 года.

Тем не менее было построено около 60 прототипов и они были переданы подразделениям на передовой.

Несмотря на то, что они были построены для использования пехотой, в основном они были переданы бронетанковым дивизиям в попытке заменить их сильно истощенные силы.

Сегодня сохранилось всего несколько комплектных 7,5 cm PaK 40 auf RSO.