Если Вы - христианин и думаете о разводе или уже развелись, то советую Вам прочитать эту статью. Если Вы собираетесь жениться, выйти замуж, или вам хочется понять, что о разводе говорит Библия, то, надеюсь, Вы не останетесь без пищи для размышления.
Семья - это ответственность не только друг перед другом или перед обществом, но и - ответственность перед Богом. Библия регулирует отношения между мужем и женой, заключившими брачный союз. И одним из важных пунктов в этих отношениях, помимо всем известных (любви, дружбы, терпения, прощения,...) является вопрос развода и дальнейших действий, связанных с ним.
Предлагаю разобраться в этом щепетильном вопросе, так как всё чаще христианские семьи сталкиваются с этой проблемой.
Всё, о чем мы будем рассуждать в этой статье,постараемся максимально рассмотреть в соответствии со Священным Писанием- Библией.
Рассмотрим текст из Ев. Матфея:
Матф. 19:3-6: "И приступили к Нему (Иисусу) фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает."
То, что фарисеи(богословы, исполняющие Божий закон формально) задают Христу этот вопрос, говорит об их озабоченности данной темой. Ведь и у фарисеев были совесть и рассудок, которые не давали им возможность разводиться налево и направо, хотя по закону препятствий в этом не было. Наверное, они могли понимать, что не разводиться, все-таки, лучше и разумнее. Так как у фарисеев могло быть неоднозначное отношение к разводу, и этот вопрос, думаю, болезненно решался в их обществе, то они хотели таким образом поставить в тупик Христа, намекая:" Попробуй, реши-ка эту проблему". Потому что, если бы вопрос был однозначным, то Христа не нужно было бы об этом спрашивать (это же не экзамен по знанию Торы) . Христос достойно "принял вызов" и начал пояснять причинно-следственные связи семейных отношений с момента создания человека. Он не стал рассуждать о причинах развода, а начал с того, что развод дан как временное решение проблемы. И процитировал текст книги Бытие, конец второй главы, который хорошо знали фарисеи: Быт. 2:24: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть." Тем самым объяснив логику : если Бог соединил (сочетал), то никто из людей не имеет права разъединить. Эта библейская мысль противоречила учению Моисея о возможности развода и за нее ухватились оппоненты Христа. На что фарисеи предложили Иисусу другое:
Матф. 19:7: "Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?"
Фарисеи тем самым вновь хотели уловить Христа, ведь они считали, что Иисус не сможет перечить Закону Моисея. Но Христос как бы мечом логики рассекает закостенелые предрассудки людей и ставит под сомнение безупречность Закона Моисеева:
Матф. 19:8: "Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;"
Ни один из "смертных" не мог противоречить закону Моисееву. А Христос своими словами показал несовершенство Закона и намекал на его несостоятельность в вопросе брака. Получается, что разводиться Моисей позволил из-за черствости и грубости иудеев, указывая на то, что это было уместно только в обществе "бездушных варваров". Мол, если вы, фарисеи так поступаете сейчас, то вы недалеко ушли от своих праотцов. И после Иисус предлагает практическое наставление в вопросе развода:
Матф. 19:9: "но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует."
Иисус, отвечая на вопрос, указывает единственную причину для развода - грех прелюбодеяния (измена). К сожалению, этот же текст берут некоторые христиане для оправдания развода, что, якобы, им можно разводиться, если есть прелюбодеяние. Но давайте внимательно разберем данный текст, так ли это на самом деле?
Во-первых: во многих случаях разводы происходят из-за недовольства супругом и желания найти человека лучше. Это в дальнейшем ведёт к сожительству с другим человеком, что, в свою очередь, является грехом прелюбодеяния. Люди не хотят думать о последствиях развода, и придумывают что угодно, лишь бы развестись. Иисус предложил фарисеям логический тупик, говоря о возможности развода из-за прелюбодеяния. Чтобы точнее понять эту мысль, нам не нужно интерпретировать эти слова относительно нашей современной культуры. А надо понимать Христа в контексте тогдашней культуры и относительно тех правил и законов. Давайте вспомним, какое наказание должны были получить замеченные в прелюбодеянии - смерть, через побивание камнями.
О каком разводе могла идти речь? Речь шла о смерти одного из супругов! Христос разрешил повторное вступление в брак только после смерти одного из супругов. Ап. Павел подтверждает это:
1Кор. 7:39: "Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе."
Во-вторых: неслучайно ученики после слов Христа высказывают недоумение:
Матф. 19:10: "Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться."
Ученики осознали огромную ответственность в брачном союзе. Они поняли, что вновь жениться можно только в результате смерти одного из супругов. А так как в наше время за прелюбодеяние не предусмотрена смертная казнь, то верующие понимают это по-другому: если кто-то из супругов изменил, то разводить с ним и ищи нового. Но это не правильно. По поводу возможности развода из-за прелюбодеяния написано в контексте того закона. Ученики огорчились, что они "обречены" на скучную жизнь с одной женой, (а так было хорошо при Моисее: захотел - развёлся, надоела - найду другую), ведь всегда можно найти предлог, чтобы дать разводное письмо (историки пишут, что иудеи могли найти любой повод и он был законным основанием для развода).
В-третьих: до этого Иисус ясно дал понять: то, что Бог соединил, никто не имеет право разлучать. То есть, разводиться Христос запрещает.
Но что же делать, если, например, муж ушёл к другой женщине и с Вами жить не хочет, а Вы - прилежная христианка,желающая угодить Богу? Подробнее эти моменты затрагивает Ап. Павел в своём послании:
1Кор. 7:10-11: "А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей."
Господь повелевает не разводиться и это повеление не может быть истолковано двояко. А если человек разведется, то ему нужно или оставаться безбрачным или примириться с супругом(ой), потому что для Бога вы - одна плоть, даже если не живёте какое-то время вместе. И ещё Павел пишет:
1Кор 7:15: "Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь."
Фраза "не связаны" не должна толковаться так, что можно быть свободным и жениться потом на ком хочу. Нет, потому что тогда Апостол Павел противоречил бы Христу и Богу и самому себе, говоря не разводиться. В этом контексте фраза "не связаны" переводится как:
δουλόω
порабощать, покорять, обращать в рабство; страд. становиться рабом, быть в порабощении.
То есть, не обязаны выполнять друг перед другом семейные обязанности: сексуальные, бытовые, дружеские. "К миру призывает Господь" - это когда один из супругов не заставляет насильно жить вместе против воли второго. Если он хочет уйти, то нужно отпустить его с миром и ждать. Вот поэтому ученики были в недоумении от такой строгости и даже сказали, что лучше вообще не жениться:
Мат 19:10-11: "Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,"
Да, это трудно вместить и сложно понять, поэтому не все хотят согласиться с таким учением Иисуса Христа о семье.
Тут мы вправе сделать свой выбор, за который будем нести ответственность, но Христос не хочет, чтобы мы страдали из-за своеволия. Ведь мы многого не понимаем, словно малые дети, а Бог всё видит и знает как для нас будет лучше. Это - не законничество, а доброе желание уберечь нас от бОльших проблем в нашей земной жизни.
Давайте для наглядности рассмотрим пример,когда христианам все-таки можно разводиться из-за вины прелюбодеяния: христианин женился, у них родился ребёнок, а потом мужчина ушёл к другой. Его отлучили от церкви, а жена-христианка вновь вышла замуж за другого христианина. Через некоторое время у этой христианки родился ещё ребёнок, но после и второй муж ушёл от неё к другой женщине. Так продолжалось пять раз,и появилось у неё пять детей от разных мужей. Но вот в шестой раз христианке несказанно повезло и последний муж уже её не бросал. Время шло, и в какой-то момент те первые пять мужей приходят в церковь и каются пред Богом, жизнь их меняется. В итоге, шесть детей, шесть мужей и одна жена. Кого, эти бедные дети будут называть своим отцом? Кто на свадьбе детей будет благословлять их?( Каждую свадьбу будут разные бывшие давать наставление своим детям?) Это же хаос. Какой пример покажут эти "христиане-мужья" в церкви и чему смогут научить подрастающее поколение? К сожалению, подобных примеров немало и в реальной жизни.
Это, что касается возможности развестись из-за прелюбодеяния. А все другие поводы к разводу Христос и Апостолы даже не рассматривают, потому что любые другие бытовые причины могут являться только поводом к смирению и любви, а не к разводу.
Можно много и другого привести из Библии, практики жизни, христианской психологии, чтобы подтвердить слова Христа о пагубном влиянии развода. Поэтому фарисеи и задали вопрос про возможность развода, потому что развод негативно влияет на многие аспекты в жизни человека.
Подводя итог хочется дать совет:
не женитесь не помолившись; женились - не разводитесь; развелись - оставайтесь безбрачным или примиритесь с супругом.
Знайте, что главная цель нашего существования на земле - получить вечную жизнь в Царстве Христа, где не женятся и не выходят замуж, а пребывают как ангелы.
В конце кратко о себе: муж единственной жены, отец семерых детей, христианин, желающий помочь другим.
Благословений!
Больше подробностей читайте в моём телеграм-канале: