Если вы еще не читали рассказ «Приход ночи» — самое время читать и бояться. Это один из первых рассказов Петера Фехервари для БЛ, и у меня есть несколько слов на его счет. Самая малость — потому что и рассказ-то не очень большой, но знаковый.
Действие рассказа «Приход ночи» П. Фехервари происходит во времена сороковника. Сам Петер, кстати, довольно любопытная личность. Британец венгерского происхождения (что стяжает ему в комьюнити прозвище Венгр), по основной профессии — телевизионный редактор, большой любитель хорроров; большинство его текстов выстроены именно по законам этого жанра, хотя в серию «Вархаммер хоррор» входит только роман «Греза». Об актуальных событиях бэка Петер не пишет, в его работах события происходят где-то на периферии Империума, но это не делает их менее интересными.
Вообще сами по себе Повелители Ночи — воплощение истинно вархаммеровского хоррора. Но рассказ «Приход ночи» выстроен особым образом: читатель не сразу понимает, о ком именно пойдет речь. Рассказчик (да, у нас прием ненадежного рассказчика, который сам не знает и не видит всей картины) именует их просто «Повелителями» и... вурдалаками. Также он упоминает об Истинной Ночи, а Повелители — пророки ее. Повествование в очень лавкрафтианской манере, немного напыщенное, немного путаное, полное глубинного ужаса, развивается медленно. Не сразу, очень не сразу становится ясно, что основной сюжет — это обычная рутина легиона. Использование вассального (или просто захваченного?) мира в своих интересах, отбор рекрутов в астартес. Испытания будущих юных Ночников.
Потомки Керза — безумные садисты — ведут себя так, что о любом из их обычных дней можно снять с пяток фильмов ужасов. Слешер «Астартес-бензопила», бодихоррор «Кошмар на улице Сарастуса», экранизация «Кладбище домашних сервов»… Поскольку рассказчик, как уже было сказано, не видит всей картины, не знает историю легиона и не представляет, для чего их отбирают и подвергают жестоким испытаниям, события приобретают налет извращенного и кровавого сюрреализма. Астартес в рассказе выглядят не как астартес, а как почти мистическое воплощение неумолимого и неотмирного зла — впрочем, это зло можно победить, но лишь с тем, чтобы стать с ним вровень. И это очень удачное с художественной точки зрения решение: именно так удается хорошо показать, — а не просто рассказать, — что из себя представляет Восьмой легион после Ереси.
Будущие рекруты — вполне под стать взрослым Ночникам. И дело даже не в том, что в спейсмарины отбирают самых сильных и боевитых, а учитывая нравы легиона — попросту кровожадных, а в том, что эта кровожадность сочетается с полным отсутствием каких бы то ни было нравственных ориентиров и сдержек. Их не прививают детям Сарастуса изначально, а в Восьмом легионе это все будет только помехой.
Фехервари по стилю напоминает Лавкрафта, — это отмечают все. Но я при чтении словила заметный и явственный вайб «Женщины в песках» Кобо Абэ. Ровно то же ощущение — когда повествование идет о самых обыденных и рутинных вещах, вот только сами эти вещи таковы, что сюжет кажется каким-то жутким и противоестественным сюром, дурным сном, от которого никак не проснешься. При этом рассказ вовсе не сложен для восприятия и даже увлекателен — если вы понимаете, о чем я. Он прекрасно справляется и с информационной миссией — поведать о жизни Повелителей Ночи в сороковом тысячелетии, и с художественной — пощекотать нервы, напомнить читателю о том, что человек так-то не центр Вселенной, дать катарсическую разрядку. Заодно напомнить, почему Хаос в Империуме считается абсолютным злом, а космодесантники-предатели — худшей частью этого зла. При том, что главному герою все-таки сочувствуешь.
Кому понравится данный текст: ценителям хоррора; ценителям нестандартных художественных приемов; любителям VIII легиона; тем, кто ценит в книгах напряженный пугающий сюжет и возможность катарсиса.
Кому не понравится этот рассказ: тем, кто предпочитает старый добрый экшн и боевики; любителям более простой и энергичной стилистики; тем, кто уже читал Фехервари и нашел, что это не его чашка чаю.