http://christrussia.ru/?p=14192
Сила смеха: сатиры Владимира Капа
Опубликовано 28/12/2022автором Христианская Россия
Летом 2022 года мы представили вам челябинского поэта Владимира Капа. Владимир Кап — филолог, историк и искусствовед. Автор «Сборника стихов для детей», «Лирики», «Сонетов», «Эпиграмм», «Поэм» и «Сатир». В первой статье из цикла мы рассказали о его печальных сонетах, основанных на культуре истинной поэтической сложности в традиции Иннокентия Анненского.
Сегодня мы коснемся язвительных и беспощадных сатир Владимира Капа.Работать в данном жанре нашего поэта вдохновили сатиры Горация. В своем творчестве он верен древнейшим гекзаметрическим ритмам. Мастерски освоив данную сложную технику стихосложения, Владимир Кап перенял у Горация свою поистине пророческую дерзость, а также стал вслед за ним стремиться не только к обличению сильных мира сего, но и к раскрытию тайн человеческого счастья и жизненного совершенства.
Сатирическая лирика Владимира Максимовича основана на рационализме, который позволяет ему обличать тщетность грез и амбиций тех, кто служит кумирам века сего. Художественная материя его сатир состоит из образов и символов из античной мифологии и культуры, переплетенных с характерными чертами и ясными знамениями современности и недавнего прошлого.
В определенных моментах на создание злободневных стихов его вдохновляют афоризмы оратора Цицерона, комедианта Теренция и сатирика Салтыкова-Щедрина. Стремление к сжатому и меткому языку, скупой и точный отбор деталей — вот основные достоинства сатир Владимира Капа. Ясность мысли и разнообразие слога делают его стихи незабываемыми — как впечатления от живой беседы с действительно интеллигентным человеком.
Как известно, Цицерон ожидал, что все люди, профессионально занимающиеся словесностью, будут воспитывать в себе возвышенную силу мысли и торжественность выражений, а также проницательность и культуру ненавязчивых поучений. Тех же принципов придерживается и Владимир Кап.
Вслед за популярным античным драматургом Теренцием наш поэт стремится облагородить не только родную речь, но и отечественные нравы. В прологе к своим сатирам он высмеивает пороки современности: социальную рознь и разобщенность, проституцию и пьянство, подлость и воровство, а также праздность и лень.
Лирическим героем нашего поэта двигает стремление к правде и любовь к угнетенным. На страницах сборника сатир Владимира Капа перед нами раскрывается картина жизни шести дореволюционных сословий: дворянства, мещанства, духовенства, купечества, казачества и крестьянства. Его идеалом становится народное единство, поскольку он оплакивает рухнувшую русскую цивилизацию.
Смех сатирика по самой своей природе публицистичен, он пользуется им для самозащиты и самоутешения. Этим жили Рабле, Вольтер, Гюго, Свифт, Гейне и Сервантес. В то же время русская сатира восходит не только к античному литературному наследию, но и к искусству скоморохов. Оба данных стихотворных пласта переосмыслили Кантемир и Сумароков, повлияв на творчество таких близких нашему земляку авторов как Некрасов, Аверченко, Черный и Тэффи.
Тем не менее, Владимир Кап остается весьма самобытным автором, который не следует популярным, но быстро сменяющим друг друга трендам, а ведет читателя за собой, развивая и образовывая его, прививая ему литературно-художественный вкус.
Отрицая частные житейские изъяны, наш поэт подкупает своей жизнеутверждающей силой. Кстати сказать, ему чужды шаблонные гротескные и утопические приемы. Однако, профессиональные комизм, ирония и сарказм Владимира Капа создают в его творчестве полемическое напряжение, свойственное эпиграммам и фельетонам.
Он ищет истинного благородства не в вышеупомянутых сословиях, а в личных качествах и достоинствах человека. Владимир Максимович становится нервом нашей эпохи, объявляя войну не только порокам, но и невежеству и предрассудкам.
В своей публицистической борьбе Кап избирает форму лирического монолога — подобно Сумарокову. К слову, последний также писал о дореволюционном общественном расслоении, противопоставляя ему стремление к общему благу и примеры проявления благородства представителями низших сословий.
Однако, в отличие от вышеупомянутых классиков описание чувств автора и лирического героя в творчестве Владимира Капа вовсе не носят гиперболизированный характер. Действительно, они оба не обретают покоя, возгревая в себе гражданственный пафос.