Вспомнился такой анекдот. Встретились два друга. Борис хвалится: Ты знаешь, Абрам, а я себе загородный дом построил. - Ух, ты. А сколько комнат? - Одна. - Абрам задумался: Да, меньше не имело смысла.....
Вспомнился анекдот после обращения одних замечательных людей. Которые построили замечательный отель в замечательном месте. Но вот незадача - городской отель с номерным фондом в 27 номеров. И вот спрашивают: А что теперь делать?
Мы этот вопрос уже обдумывали с Иваном. Никак меньше 19-и сотрудников не получается. Но вопрос был задан вновь. В надежде, что за прошедшие несколько месяцев с предыдущего обращения появилось наконец-то какое-либо "чудо-оружие". Отвечаю вновь.
Не существует никакого чудо-лекарства в этом случае. Особенно в реалиях нашего современного времени. Нужно понимать одно - штатное расписание может быть минимально возможным - но оно будет одинаковым как для отеля в 27 номеров так и для отеля в 90 номеров.
Уже "100 лет назад" было выработано понимание - городской отель с номерным фондом менее 90 номеров всегда будет нерентабельным. То есть он не будет приносить прибыль даже операционную (когда считаются только текущие доходы и текущие расходы). Как раз по причине "избыточного" персонала.
Без управляющего отелем никак не обойтись к примеру. Далее, существование в наших реалиях современного отеля - это всегда работа в направлении "как бы не налететь на штраф". Что я имею в виду. Вот со штатом это сделать легко и просто. В наших реалиях - тот кто готовит еду - не может мыть посуду. Тот кто моет посуду - не может мыть полы. Тот кто убирает гостевые номера не может убирать общественные зоны. Иными словами, можно на кухне иметь одного человека - который и приготовит, и стол сервирует, и посуду уберет, потом еще и полы помоет и закроет ресторан. Может живут в этом замечательном месте такие "на все руки мастера" - не знаю ни разу не был. Но первая же проверка СЭС - обязательно укажет вам на нарушение, да так укажет, что будет стоять вопрос о закрытии гостиницы. Сюда добавим еще следующее - повара имеют специализацию - повар холодного цеха, повар горячего цеха. Шеф-повар - самая высокая квалификация. Но это уже более административная работа - все больше создание меню, калькуляция блюд, заказ продуктов, списание продуктов и т.д. То есть не каждый шеф-повар согласится стоять у плиты.
Перейдем к службе приема и размещения. В идеале - эта служба в гостинице должна работать круглосуточно. Гость может приехать в любое время. У гостя может возникнуть вопрос в любое время. И к кому обратиться, если на стойке службы приема и размещения никого не будет. Кстати, чаще всего в этот отдел выводят все сигнализации - то есть, случись пожар и сработает пожарная сигнализация - сирена будет выть, а сотрудника нет?! Я могу представить, что в какое-то время (глубоко ночью) сотруднику службы приема и размещения точно делать нечего и он прилег тут же на диванчик поспать немного..... Но вот чтобы никого не было - представить не могу.
Служба охраны - как мне представляется - нужна - иначе отель просто вынесут по частям и никто даже знать не будет кто и когда. Это либо своя служба контроля (сотрудники в штате), либо договор со сторонней компанией. Но второй вариант дешевле не будет. Только если сотрудник охраны не в штате - вы их не сможете о чем-то попросить вне их обязанностей (например, выйти зимой с лопатой и почистить крыльцо от снега).
Технический мастер. Отель с самого первого дня требует рук технического мастера - обслуживание всего оборудования, мебели и т.д. Здесь конечно можно попробовать минимизировать расходы и заключить договор с некоей соседней управляющей компанией (если есть рядом какой-либо) жилой комплекс - прописать с ними стоимость ремонтных работ - и тогда, если есть заявка - обращаетесь к ним приходит мастер и выполняет работу. Нет заявки - не приходит..... Но я бы не отказывался от этих рук. В гостинице всегда есть определенная работа - которой можно занять этого работника - например, разгрузить машину с продуктами.
Расскажу на примере Австрии - как там дело обстоит с маленькими отелями. Это яркий пример такого вот - очень распространенного в Австрии “семейного бизнеса”. Это прежде всего ресторан. Шеф-повар ресторана - он же владелец. Очень известный в округе шеф-повар. И за пределами округа известный и уважаемый. К нему частенько приезжают и жители соседней Германии - а это как-никак примерно 500 км. в одну сторону - поужинать. У него есть и соответствующее звание - “Поварской колпак”. Такой знак отличия дается поварам высокой квалификации - в Германии, Австрии и Швейцарии. При этом - все знают немецкую педантичность - Поварской колпак может быть один. Ты либо повар, либо нет. (не так как во Франции - одна звезда Мишлена, три звезды Мишлена,,,) Так вот - его ресторан открыт в четверг, пятницу, субботу и воскресенье. Повар-владелец сам принимает заказы и сам их готовит. В понедельник, вторник и среду - когда поток посетителей небольшой - он не открывает свой ресторан вовсе (не несет ненужных расходов вовсе). Есть высокий сезон - с мая по сентябрь. В этот период он уже один не справляется. На этот период нанимается временный персонал из местных жителей (одни и те же по многу лет подрабатывают у него в летний период). Итак, ресторан работает в выходные в основном. Гости часто приезжают издалека. Там где вкусная еда - там же и соответствующий алкоголь. После такого ужина за руль садиться нельзя, да и нет никакого желания. Это вовсе не проблема - второй и третий этаж - это пару десятков маленьких и уютных (со всем необходимым - туалет и душ) номеров. Здесь уже хозяйничает супруга повара. Она заселяет, она убирается в номерах, она выселяет, принимает оплату. Они не имеют отдела маркетинга и продаж и вовсе не занимаются продвижением через социальные сети и по прочим каналам. Единственный канал дистрибуции - которым они пользуются - это сарафанное радио. Есть два месяца в году - обычно этот март и апрель - в нашем понимании это “низкий сезон”. Так на этот период повар и его супруга закрывают свой семейный ресторан и гостиницу и отправляются на своей машине путешествовать, по родственникам, отдохнуть на море и т.п. Вот это и есть самый настоящий “семейный бизнес”, который полностью лишен ненужных трат (как писал выше, нет отдела продаж) и излишней затратной части (нет гостей - нет затрат на оплату персонала).
Вернемся к нашему мини-отелю. Оговорюсь, варианты нанимать персонал без оформления и платить "в черную" и если нет работы - нет оплаты - я не рассматриваю, и не советую. Значительная часть текущих расходов - расходы на персонал. В не зависимости от сезона - высокий или низкий - это минимум миллион рублей в месяц. И это не только зарплата. Это и НДФЛ 13%, это и социальные выплаты работодателя в размере 30,6%, да еще неплохо бы иметь некий премиальный фонд поощрения хотя бы в 10%. А еще ежегодный отпуск и больничные.
Как же можно сократить расходы на персонал и оставаться в правовом поле?
Относительно легальный способ - аутсорсинг. Т.е. гостиница приобретает услуги *уборка номеров, приготовление еды и т.п.) у некоей третьей компании. И "закрывает глаза" на то - официально ли устроены на работу эти горничные, повара, официанты и другие сотрудники. Но такой вариант хорошо работает в Москве или ином крупном мегаполисе. Или на большом объекте. Для гостиницы в 27 номеров этот вариант точно не подходит. Будет очень-очень дорого...
Попробовать не набирать штат, а предложить сотрудникам оформиться как самозанятые? Практика такова, что налоговики очень не любят вот эти истории, когда в гостинице работают горничные, которые не в штате, а все самозанятые. Претензии разные. От "если сотрудник выполняет одну и ту же работу по одному и тому же адресу - это уже не самозанятый" до "самозанятый - это тот, кто "занял себя трудом, создал рабочее место, и в рамках существующей налоговой политики, пусть в минимальном объеме, но все-таки платит те или иные виды платежей". В случае с гостиницей и работой горничной - горничная себе рабочее место не создавала. То есть ситуация патовая - может и пронесет, а может и не пронесет. Нанимая на работу самозанятых - вот даже не знаю как решить такой вопрос - материальная ответственность. Горничная входит каждый день в номера, там лежат личные вещи (иногда и ценности) гостей. Если что-то пропало или испорчено - с кого взыскивать?!