Пензенская и Саранская агломерации расположены на расстоянии 110 км друг от друга и являются центрами притяжения в радиусе 150 км. Обе агломерации достаточно сильно удалены от других агломерационных образований и почти соприкасаются своими границами.
Осью связывающей эти агломерации является тандем из существующей трассы Р-158 «Нижний Новгород- Саратов» и северного направления Куйбышевской железной дороги, что дает явные предпосылки для формирования Пензенско–Саранской конурбации.
Конурбация — это агломерация полицентрического типа, имеющая в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов или городских территорий при отсутствии явно доминирующего центра.
Западная дуга Пензенско–Саранской конурбации естественным образом формируется под действием потребности в развитии на основе предложенного нового маршрута трассы Р-158 «Нижний Новгород- Саратов» по направлению г.Лукоянов — р.п. Кадошкино — г.Каменка — г.Сердобск — г.Петровск.
Для вовлечения в формирующуюся конурбацию крупного и промышленно развитого г.Кузнецка и нескольких других городов и рабочих поселков восточной части региона необходимо сформировать устойчивую транспортную связь по восточной границе конурбации.
Восточная дуга Пензенско–Саранской конурбации формируется под действием потребности в транспортной связи по направлению г.Лукоянов — р.п. Комсомольский — г.Инза — г.Кузнецк — г.Петровск.
Основой Пензенско–Саранской конурбации станут г.Саранск, г.Рузаевка, г.Пенза, г.Заречный и г.Кузнецк. Помимо этого, благодаря предложенной концепции в состав конурбации войдут города и рабочие поселки такие, как р.п. Комсомольский , г.Инза, г.Никольск, г.Сердобск, г.Каменка и многие другие.
Нужно понимать, что для устойчивого развития Пензенско–Саранской конурбации необходимо изначально правильно сформировать Пензенскую и Саранскую агломерации по отдельности, но с учетом будущей перспективы взаимодействия.
Предложенная на этом канале идея заключается в преобразовании двух моноцентричных агломераций в агломерации «распределенного типа» путем стимулирования развития их периферийных частей.
Это будет способствовать очень быстрому экономическому и промышленному росту агломераций на начальном этапе и устойчивому развитию в будущем.
Важно то, что на момент формирования Пензенско–Саранской конурбации обе агломерации уже будут иметь развитую внутреннюю структуру, в которой периферийная и центральная части будут уравновешивать друг друга. Объединение таких агломераций в конурбацию приведет только к их взаимному усилению.
Думаю, необходимо объяснить необходимость, именно, такого пути развития.
В прежние времена требовалось усиление центрального ядра. Делалось это путем организации транспортных коридоров через центральный город для наполнения его ресурсами и привлечения рабочей силы из сельской местности. Именно, поэтому все дороги на периферии региона ведут в областной центр.
Данный подход был вполне оправдан по причине достаточно большого людского потенциала периферии, что позволяло резко усилить регион за счет усиления центрального ядра.
Но на данный момент в результате необдуманной политики развития центральное ядро практически полностью «обескровило» периферию и продолжает высасывать из нее все людские и экономические ресурсы. Все это в нашей стране уже привело к исчезновению многих районных городов и сел.
Строительство кольцевых региональных автодорог в Пензенской и в Саранской агломерациях, а так же строительство транзитной федеральной трассы по западной и восточной дуге Пензенско–Саранской конурбации, сделают возможным естественное усиление малых городов.
Это позволит в кратчайшие сроки вернуть их экономическую самодостаточность, восстановить людские ресурсы в этих городах и многократно усилить экономическую мощь всего региона в целом.
Очень важно осознавать, что попытка искусственного объединения в конурбацию (до достаточно необходимого развития агломераций) недопустима. Это может привести к тому, что одна агломерация поглотит другую. Именно поэтому, стимулирование развития необходимо вести для каждой из агломераций в отдельности, но с учетом дальнейшего возможного развития в конурбацию.
Следует отметить, что формирование агломерации (и конурбации тоже) прежде всего способствует развитию и укреплению уже существующих экономических и социальных связей в регионе, что должно приводить к усилению самого региона вне зависимости от административных границ областей и республик.
Строительство мегаполисов под видом агломераций приводит к противоположному эффекту — усилению центрального ядра (мегаполиса), практически полной деградации периферии агломерации и в итоге к сильному экономическому ослаблению и военной уязвимости всего региона в целом.
Большая благодарность людям, которые помогли подготовить материал и исправить ошибки.
Предыдущая Глава 34 Немного о Саранской агломерации и планировочных структурах г. Саранск, Следующая Глава 36
Если интересно и желаете продолжения, то распространяйте ссылку на материал. Поднимайте вопросы развития региона в СМИ и в диалогах с администрацией. Фактически единственный способ распространения — это по вашим группам в соцсетях (ВКонтакте, Вайбер, Вацап, Телеграмм). Ставьте лайки, подписывайтесь на канал в Телеграмме, ВКонтакте и Дзене, дочитывайте статью до конца, комментируйте и вносите свои предложения — они важны.
#генплан #генеральныйплан #пенза #саранск #дороги #агломерация #конурбация #концепцияразвития