ДЖАКАРТА. Отголоски российско-украинского конфликта ощущаются в далекой Индонезии: санкции угрожают будущему совместному газовому проекту стоимостью 3 миллиарда долларов в северной части моря Натуна, а ненадлежащее поведение украинских и некоторых российских туристов может привести к потере Бали как популярного безопасного места оьдыха.
Для британской компании Harbour Energy занавес, возможно, вот-вот опустится на ее недавно открытом участке, недалеко от морской границы Индонезии с Вьетнамом, из-за ее 50-процентного партнерства с российской государственной нефтяной компанией «Зарубежнефть». «Работа над проектом в настоящее время в значительной степени приостановлена в результате санкций Европейского союза (ЕС) и Соединенного Королевства (Великобритания), наложенных на российские компании», — говорится в заявлении Harbour Energy, - «Это мешает нам работать с нашим нынешним партнером по совместному предприятию «Туна», российской компанией, во многих областях, необходимых для продвижения проекта разработки месторождения вверх по течению. Мы продолжаем определенные ограниченные действия, разрешенные законом».
Регулятор разведки и добычи SSK Migas утвердил план развития Harbour в декабре прошлого года, но в своем годовом отчете ранее в этом месяце фирма заявила, что должна «ограничить способность оператора предоставлять определенные услуги нашему российскому партнеру». Теперь, кажется, что Harbour придется отложить принятие окончательного инвестиционного решения (FID) к концу этого года. «Мы проинформировали SKK Migas о статусе проекта и конструктивно работаем со всеми сторонами для того, чтобы найти решение, и чтобы проект мог развиваться», — говорится в заявлении. Что это может быть, пока непонятно. «Решением будет продажа русским, но даже это может стать проблемой для любого, кто ее купит», — сказал один консультант по нефти и газу, - «Перевод денег россиянам будет считаться нарушением санкций. Это кошмар».
В соответствии с текущими планами, газ с месторождения Туна объемом 470 миллиардов кубических футов должен быть транспортирован на 70 километров через границу в существующую на территории Вьетнама морскую трубопроводную систему Нам Кон Сон протяженностью 325 километров, созданную совместным предприятием Petrovietnam и Роснефтью, второй российской государственной компании. По иронии судьбы, именно присутствие «Зарубежнефти» могло дать Китаю некоторую паузу в отстаивании своих незаконных претензий на владение блоком, который находится внутри девятиточечной линии предполагаемого территориального суверенитета Пекина, где он вторгается в индонезийскую ИЭЗ.
Harbour обнаружил месторождение газа в 2014 году и находился в процессе бурения двух оценочных скважин в июле 2021 года, когда корабль береговой охраны Китая подошел к полупогружной буровой установке фирмы и приказал ей прекратить работу. Это и последующее сообщение министерства иностранных дел Китая были первым, что Индонезия осознала, что Пекин намерен провести в жизнь одностороннюю линию из девяти точек, которая претендует на большую часть ее заднего двора в Южно-Китайском море. В течение следующих семи недель китайское исследовательское судно и два катера береговой охраны провели обширную съемку морского дна вокруг буровой установки в явной попытке запугивания, несмотря на присутствие кораблей ВМС Индонезии.
Правительство не выступило с официальным протестом, и проект остался в силе, а председатель SSK Migas Дви Соетджипто заявил в январе прошлого года, что, помимо экономических выгод, месторождение будет служить подтверждением морских прав Индонезии. Назвав его «одной из геополитических горячих точек мира», он добавил: «Военно-морской флот Индонезии будет участвовать в обеспечении безопасности проекта, чтобы в экономическом и политическом плане он стал подтверждением суверенитета Индонезии».
Хотя будущее Туны теперь может быть под вопросом, пока продолжается война на Украине, та же самая цель суверенитета стоит за недавним решением Джакарты разделить свой гигантский газовый блок D Alpha, который также находится в пределах линии из девяти точек. Таким образом, подразделение полагает, что это упростит разработку месторождений на окраинах блока, который не эксплуатировался в течение 50 лет из-за присутствия огромных, неуправляемых количеств углекислого газа. Также будет установлен маркер.
Одна из немногих иностранных компаний, которые все еще активно ведут разведку в Индонезии, Harbour по-прежнему привержена расширенной программе бурения в Андаманском море, которая еще не выполнила свое первоначальное обещание из-за проблем с низкой проницаемостью. Harbour пробурила первую разведочную скважину в 150 км от северной Суматры в июле прошлого года, и, несмотря на то, что новый британский налог на непредвиденные доходы съел ее прибыль в 2022 году, она запланировала бурение еще трех скважин на вторую половину 2023 года. Андаманские острова, по сути, являются новой газовой границей. После того, как испанская компания Repsol пробурила сухую скважину в соседнем бассейне, это может помочь определить, действительно ли Андаманские острова являются новой границей с ранее ожидаемыми запасами в 4-5 триллионов кубических футов.
На Бали губернатор Вайан Костер хочет, чтобы правительство отменило политику бесконтрольной выдачи виз по прибытии для российских и украинских туристов, которые обосновались в анклавах. Посол Украины Василий Гамианин недоволен тем, что его осажденных соотечественников причислили к русским, назвав это «крайне недружественным решением», когда Украина наводнена беженцами в результате продолжающейся войны. Неясно, как новые визовые ограничения повлияют на 23 000 россиян из 110 000 иностранцев, которые жили на Бали во время пандемии Covid-19, будь то так называемые цифровые кочевники или инвесторы малого бизнеса, имеющие право на получение долгосрочных виз.
Не все потоки новоприбывших пытаются избежать призыва. Бали и южный таиландский курорт Пхукет уже давно пользуются популярностью у россиян, стремящихся уехать от суровых североевропейских зим. «Они не чувствуют себя комфортно в своих странах», — сказал Костер на пресс-конференции, отметив, что россияне и украинцы несут ответственность за наибольшее количество нарушений визового режима, правил дорожного движения и других преступлений. «Многие из них приезжают на Бали не для отдыха, а для того, чтобы чувствовать себя более комфортно и искать работу», - добавил он.
Данные Департамента иммиграции показывают, что за первые три месяца этого года на Бали прибыли 43 622 россиянина по сравнению с 59 854 за весь прошлый год, что свидетельствует о том, что исход, связанный с продолжающимся конфликтом на Украине, продолжает расти. Таиланд с его бурно развивающейся туристической индустрией и ослаблением визового режима стал еще более популярным направлением. С 1 ноября 2022 года по 21 января 2023 года на Пхукете приземлились 233 тысячи россиян, в основном прямыми рейсами из Москвы. Как и в предыдущие годы в Паттайе, морском курорте на Сиамском заливе, они, как сообщается, скупают строящиеся кондоминиумы либо в качестве дома для отдыха, либо в качестве убежища, если они в конечном итоге будут вынуждены покинуть свою родину. Паттайя стала российским анклавом в начале 2000-х годов, но обвал рубля в 2014 году заставил многих уехать, оставляя после себя множество пустых высотных зданий и роскошных частично построенных домов.
Джон МАКБЕТ