Найти тему
Формула-1 по-русски

Гюнтер Штайнер. Лучший худший босс в Формуле-1.

Оглавление

Глава «Хааса» пробует себя в актерской карьере, развлекает публику и строит себе образ «мужика». Но в делах гоночных у американцев все очень плохо.

Гюнтер Штайнер всегда считался человеком дела, а не слова. Хотя полюбили его как раз за слова. Яркие интервью брутального мужичка, матерные словечки, блистательные роли в сериале Drive To Survive, бесцеремонное отношение к собственным пилотам. Все, что окружает главу американской команды, на сто процентов откликается в человеческих сердцах. Харизма Гюнтера затмевает даже солнечный диск, а еще — результаты собственного коллектива в Формуле-1.

Один из самых брутальных и жестких руководителей команды Ф1 возглавляет «Хаас» с момента его появления в королеве автоспорта — а это, страшно сказать, уже больше семи лет. Срок для умозаключений более, чем достаточный. И если окинуть взглядом этот огромный по меркам Ф1 период с точки зрения успехов «Хааса», все вовсе не так радужно, как когда Гюнтер выходит к микрофону. Семь лет нищеты, под крылом «Феррари», с ежегодно деградирующими болидами, но при этом — с невероятным гонором, с чуть ли не армейской дрессировкой журналистов, чтобы всем было понятно: «Мы точно знаем, что мы делаем. А делаем мы все правильно».

Давайте попробуем разобраться, правильно ли?

-2
Ферстаппен vs Перес. Скандал в «Ред Булл».
Формула-1 по-русски23 марта 2023

«Хаас» и пилоты

С первого дня существования американской команды у нее всегда был определенный курс в вопросе выбора пилотов. Более заточенной на это команды в Формуле-1 просто не существует. На первый взгляд, такая взвешенная позиция выглядит вполне себе прагматичной — не в интересах новой, не самой богатой команды принимать решения от балды или разбрасываться бабками. Но есть один нюанс — именно в случае Гюнтера Штайнера и команды «Хаас» наличие жесткого курса оказалось в разы хуже, чем его отсутствие или некая хаотичность. Почему? А вот взгляните:

  • 2016 год. Роман Грожан и Эстебан Гутьеррес. Логичный выбор в пользу опытного человека с подиумами и богатого пилота, при всех своих минусах талантом не обделенного. Одного сезона оказалось достаточно, чтобы Гутьеррес был отправлен на выход.
  • 2017 год. В пару к лидеру команды Грожану приглашают Кевина Магнуссена, потому что такие пилоты в рамках того самого КУРСА «Хааса» на дороге не валяются. Чем закончились их совместные четыре сезона, мы все прекрасно помним. Несмотря на то, что это была одна из самых сильных и подгоняющих друг друга пар в Формуле-1 тех лет, болельщики тупо от нее устали. А затем устал и Гюнтер, который объявил двум сразу, что не будет продлевать с ними контракты.
  • 2021 год. Избавившись от надоевших Грожана и Магнуссена, итальянец точечно выбрал новый курс — два молодых таланта, блеснувших в Формуле-2, да еще оба при солидных бабках! Казалось бы, что тут-то может пойти не так?! Ответ на поверхности — болид сезона-2021 оказался худшим в истории команды. Только волновало ли это Штайнера? Возможно, но не так сильно, как одиозная личность Никиты Мазепина, который стал настолько противен Гюнтеру, что даже личного оповещения об увольнении не удостоился.
  • 2022 год. Возвращение Кевина Магнуссена, который еще год назад Штайнера не устраивал. Абсурда добавляли постоянные довольные выходы к журналистам от босса «Хааса». Прямая цитата: «Мику очень повезло с таким партнером по команде». Ладно, значит в этом году они точно заживут нормально! Или…
  • 2023 год. На хорошую зарплату приглашен ветеран Нико Хюлькенберг, который полноценно не ездил в Формуле-1 уже три года. Но что бы вы думали… Это тоже курс! «Нам был нужен пилот с большим опытом» — заявил мистер Штайнер. Возникает вопрос: а зачем? Почему сейчас? Почему три года назад вы этих самых пилотов с опытом попросту вышвырнули? С другой стороны, кто мы такие, чтобы задавать вопросы — там же ку-у-у-урс…

Посмотрим, сколько сезонов протянет в Ф1 Нико Хюлькенберг.

Все это можно охарактеризовать как «последовательную чехарду». Штайнер уже использовал почти все возможные комбинации. Ну разве что звезду на огромную зарплату не подписывал. Ну и самое главное — после многих лет уверенных назначений пилотов и таких же уверенных увольнений/непродлений, Гюнтер никогда даже близко не говорил о том, что он в чем-то оказался неправ. Все его комментарии по поводу подписания или расставания с гонщиками максимально замазывают все плохое: «с этим мы расстаемся, потому что он нас не удовлетворил, а этого приглашаем, потому что он — то, что нужно». И почти всегда пилоты из второй категории рано или поздно перекатывались в первую. Хотя их скорость была совершенно не при чем.

Вы можете навскидку назвать, какой пилот «Хааса» наотрез не соответствовал требованиям Гюнтера и за время нахождения в команде ужасно деградировал в результатах? Возможно, с натяжкой сюда можно отнести Эстебана Гутьерреса, но это был лишь первый год американцев! А на выходе оказалось, что в плане увольнения мексиканец ничем не отличается от тех же Магнуссена с Грожаном. Все выступавшие в команде гонщики — это как минимум крепкие середняки и молодые дарования, которые даже провалиться полноценно в «Хаасе» не успели. Им просто не дали времени этого сделать.

Зато мы точно знаем, что вы сможете назвать навскидку — год, когда у американской команды была отвратительная машина.

-4

«Хаас» и болиды

Наверняка больная тема для Гюнтера, поскольку приемлемый по качеству болид американцы не видели уже много лет. Фактическое отсутствие конструкторского отдела, адская зависимость от «Феррари» не только в виде поставляемых двигателей и коробок передач, но еще и в создании отдельного уголка «Хааса» на базе Скудерии в Маранелло. Топовый конструктор красных Симоне Реста отфутболивается во все сателлиты и обратно, а толку ноль.

Поражает одно: почему за световые годы присутствия Штайнера в Формуле-1 ему ни разу не задали очевидный вопрос: не считает ли он, что вся эта стратегическая чехарда в отношении пилотов — ничто по сравнению с тем, что его команда абсолютно нищая, болиды сама не строит, полностью зависима от никудышной «Феррари», с 2016 года все заметнее стагнирует и каждый сезон мучается с плохими машинами? И несет ли господин Штайнер за это хотя бы минимальную ответственность. Ну так, просто спросить, без провокаций. Я вам больше скажу — за 7 лет «Хааса» в Формуле-1 это был бы чуть ли не первый вопрос, адресованный Гюнтеру лично.

Герой нашего времени. Как переломанный гонщик обманул своих недоброжелателей.
Формула-1 по-русски7 марта 2023

Ведь итальянец всем по нраву, потому что сам регулярно мочит своих пилотов, на чем свет стоит. Штайнер просто упивается тем, как его «честность» и «мужицкость» по достоинству оценивают зрители Drive To Survive. Нетфликс покорен! Впереди, очевидно, большая кинокарьера, но только прежде, чем она начнется: задайте пожалуйста боссу «Хааса» один этот чертов вопрос. Кажется, что он бы многое прояснил — не в отношении дел в команде, а в отношении личности Гюнтера Штайнера.

-5

Как так получилось, господа, что наибольшего авторитета в Формуле-1 добился человек с нулевым КПД, от которого, к тому же, в принципе мало что зависит? Вся деятельность Штайнера — это работа с пилотами, съемки в сериале и рисование кругов вилами по воде. Все комментарии — абстракция, все мотивировки решений подтягиваются задним числом и приобретают оттенок абсурда. Что выиграл «Хаас» от его решений? Билет в ад, разве что. Не имея практически никакой технической базы, американцы в лице Гюнтера выступают против прихода богатого и заряженного Андретти с новой командой в Формулу-1. Выступают, потому что понимают: если это произойдет — им конец. Но в своих комментариях по этому вопросу Штайнер почему-то отвечает за всю Формулу-1, за нас тоже отвечает. Хотя если выбирать между новой богатой и амбициозной командой и загибающимся «Хаасом» — будет ли хоть один фанат в мире, который выберет второе?

Парадокс — чем меньше независимости у «Хааса», тем больше самостоятельности и уверенности в себе у Гюнтера Штайнера. Больше философских рассуждений о том, что этот пилот нам был нужен, а этот не нужен. Месье Штайнер никогда не признает своей ошибки. Максимум, на что он способен — сказать «это не сработало». Но такая конструкция всегда клонит чашу вины в пользу пилотов.

-6

Вывод

Если этот текст когда-нибудь прочитает человек, который гипотетически сможет приблизиться к Гюнтеру Штайнеру — умоляем, задайте ему тот самый вопрос про признание своих ошибок. А еще передайте, пожалуйста, что новый Андретти-Кадиллак нас всех интересует гораздо больше, чем ваша не совсем полноценная, бедная и при этом злобная конюшня, которая за кучу лет в Ф1 смогла лишь бороться за финансовое выживание.

Вся работа Штайнера заключается в том, чтобы приглашать и увольнять пилотов. Но гонщики не идут к вам, Гюнтер — им просто больше негде гоняться. Кевин Магнуссен, сорвавшийся по первому звонку после обидного выкидывания из команды в 2020, с удовольствием вам расскажет об этом после своего следующего увольнения. С такой внушительной историей прогресса и последовательных решений, вывод напрашивается только один:

Никто и никогда не будет помнить Гюнтера Штайнера как руководителя команды «Хаас». Да и саму команду со временем тоже забудут.