Глава «Хааса» пробует себя в актерской карьере, развлекает публику и строит себе образ «мужика». Но в делах гоночных у американцев все очень плохо.
Гюнтер Штайнер всегда считался человеком дела, а не слова. Хотя полюбили его как раз за слова. Яркие интервью брутального мужичка, матерные словечки, блистательные роли в сериале Drive To Survive, бесцеремонное отношение к собственным пилотам. Все, что окружает главу американской команды, на сто процентов откликается в человеческих сердцах. Харизма Гюнтера затмевает даже солнечный диск, а еще — результаты собственного коллектива в Формуле-1.
Один из самых брутальных и жестких руководителей команды Ф1 возглавляет «Хаас» с момента его появления в королеве автоспорта — а это, страшно сказать, уже больше семи лет. Срок для умозаключений более, чем достаточный. И если окинуть взглядом этот огромный по меркам Ф1 период с точки зрения успехов «Хааса», все вовсе не так радужно, как когда Гюнтер выходит к микрофону. Семь лет нищеты, под крылом «Феррари», с ежегодно деградирующими болидами, но при этом — с невероятным гонором, с чуть ли не армейской дрессировкой журналистов, чтобы всем было понятно: «Мы точно знаем, что мы делаем. А делаем мы все правильно».
Давайте попробуем разобраться, правильно ли?
«Хаас» и пилоты
С первого дня существования американской команды у нее всегда был определенный курс в вопросе выбора пилотов. Более заточенной на это команды в Формуле-1 просто не существует. На первый взгляд, такая взвешенная позиция выглядит вполне себе прагматичной — не в интересах новой, не самой богатой команды принимать решения от балды или разбрасываться бабками. Но есть один нюанс — именно в случае Гюнтера Штайнера и команды «Хаас» наличие жесткого курса оказалось в разы хуже, чем его отсутствие или некая хаотичность. Почему? А вот взгляните:
- 2016 год. Роман Грожан и Эстебан Гутьеррес. Логичный выбор в пользу опытного человека с подиумами и богатого пилота, при всех своих минусах талантом не обделенного. Одного сезона оказалось достаточно, чтобы Гутьеррес был отправлен на выход.
- 2017 год. В пару к лидеру команды Грожану приглашают Кевина Магнуссена, потому что такие пилоты в рамках того самого КУРСА «Хааса» на дороге не валяются. Чем закончились их совместные четыре сезона, мы все прекрасно помним. Несмотря на то, что это была одна из самых сильных и подгоняющих друг друга пар в Формуле-1 тех лет, болельщики тупо от нее устали. А затем устал и Гюнтер, который объявил двум сразу, что не будет продлевать с ними контракты.
- 2021 год. Избавившись от надоевших Грожана и Магнуссена, итальянец точечно выбрал новый курс — два молодых таланта, блеснувших в Формуле-2, да еще оба при солидных бабках! Казалось бы, что тут-то может пойти не так?! Ответ на поверхности — болид сезона-2021 оказался худшим в истории команды. Только волновало ли это Штайнера? Возможно, но не так сильно, как одиозная личность Никиты Мазепина, который стал настолько противен Гюнтеру, что даже личного оповещения об увольнении не удостоился.
- 2022 год. Возвращение Кевина Магнуссена, который еще год назад Штайнера не устраивал. Абсурда добавляли постоянные довольные выходы к журналистам от босса «Хааса». Прямая цитата: «Мику очень повезло с таким партнером по команде». Ладно, значит в этом году они точно заживут нормально! Или…
- 2023 год. На хорошую зарплату приглашен ветеран Нико Хюлькенберг, который полноценно не ездил в Формуле-1 уже три года. Но что бы вы думали… Это тоже курс! «Нам был нужен пилот с большим опытом» — заявил мистер Штайнер. Возникает вопрос: а зачем? Почему сейчас? Почему три года назад вы этих самых пилотов с опытом попросту вышвырнули? С другой стороны, кто мы такие, чтобы задавать вопросы — там же ку-у-у-урс…
Посмотрим, сколько сезонов протянет в Ф1 Нико Хюлькенберг.
Все это можно охарактеризовать как «последовательную чехарду». Штайнер уже использовал почти все возможные комбинации. Ну разве что звезду на огромную зарплату не подписывал. Ну и самое главное — после многих лет уверенных назначений пилотов и таких же уверенных увольнений/непродлений, Гюнтер никогда даже близко не говорил о том, что он в чем-то оказался неправ. Все его комментарии по поводу подписания или расставания с гонщиками максимально замазывают все плохое: «с этим мы расстаемся, потому что он нас не удовлетворил, а этого приглашаем, потому что он — то, что нужно». И почти всегда пилоты из второй категории рано или поздно перекатывались в первую. Хотя их скорость была совершенно не при чем.
Вы можете навскидку назвать, какой пилот «Хааса» наотрез не соответствовал требованиям Гюнтера и за время нахождения в команде ужасно деградировал в результатах? Возможно, с натяжкой сюда можно отнести Эстебана Гутьерреса, но это был лишь первый год американцев! А на выходе оказалось, что в плане увольнения мексиканец ничем не отличается от тех же Магнуссена с Грожаном. Все выступавшие в команде гонщики — это как минимум крепкие середняки и молодые дарования, которые даже провалиться полноценно в «Хаасе» не успели. Им просто не дали времени этого сделать.
Зато мы точно знаем, что вы сможете назвать навскидку — год, когда у американской команды была отвратительная машина.
«Хаас» и болиды
Наверняка больная тема для Гюнтера, поскольку приемлемый по качеству болид американцы не видели уже много лет. Фактическое отсутствие конструкторского отдела, адская зависимость от «Феррари» не только в виде поставляемых двигателей и коробок передач, но еще и в создании отдельного уголка «Хааса» на базе Скудерии в Маранелло. Топовый конструктор красных Симоне Реста отфутболивается во все сателлиты и обратно, а толку ноль.
Поражает одно: почему за световые годы присутствия Штайнера в Формуле-1 ему ни разу не задали очевидный вопрос: не считает ли он, что вся эта стратегическая чехарда в отношении пилотов — ничто по сравнению с тем, что его команда абсолютно нищая, болиды сама не строит, полностью зависима от никудышной «Феррари», с 2016 года все заметнее стагнирует и каждый сезон мучается с плохими машинами? И несет ли господин Штайнер за это хотя бы минимальную ответственность. Ну так, просто спросить, без провокаций. Я вам больше скажу — за 7 лет «Хааса» в Формуле-1 это был бы чуть ли не первый вопрос, адресованный Гюнтеру лично.
Ведь итальянец всем по нраву, потому что сам регулярно мочит своих пилотов, на чем свет стоит. Штайнер просто упивается тем, как его «честность» и «мужицкость» по достоинству оценивают зрители Drive To Survive. Нетфликс покорен! Впереди, очевидно, большая кинокарьера, но только прежде, чем она начнется: задайте пожалуйста боссу «Хааса» один этот чертов вопрос. Кажется, что он бы многое прояснил — не в отношении дел в команде, а в отношении личности Гюнтера Штайнера.
Как так получилось, господа, что наибольшего авторитета в Формуле-1 добился человек с нулевым КПД, от которого, к тому же, в принципе мало что зависит? Вся деятельность Штайнера — это работа с пилотами, съемки в сериале и рисование кругов вилами по воде. Все комментарии — абстракция, все мотивировки решений подтягиваются задним числом и приобретают оттенок абсурда. Что выиграл «Хаас» от его решений? Билет в ад, разве что. Не имея практически никакой технической базы, американцы в лице Гюнтера выступают против прихода богатого и заряженного Андретти с новой командой в Формулу-1. Выступают, потому что понимают: если это произойдет — им конец. Но в своих комментариях по этому вопросу Штайнер почему-то отвечает за всю Формулу-1, за нас тоже отвечает. Хотя если выбирать между новой богатой и амбициозной командой и загибающимся «Хаасом» — будет ли хоть один фанат в мире, который выберет второе?
Парадокс — чем меньше независимости у «Хааса», тем больше самостоятельности и уверенности в себе у Гюнтера Штайнера. Больше философских рассуждений о том, что этот пилот нам был нужен, а этот не нужен. Месье Штайнер никогда не признает своей ошибки. Максимум, на что он способен — сказать «это не сработало». Но такая конструкция всегда клонит чашу вины в пользу пилотов.
Вывод
Если этот текст когда-нибудь прочитает человек, который гипотетически сможет приблизиться к Гюнтеру Штайнеру — умоляем, задайте ему тот самый вопрос про признание своих ошибок. А еще передайте, пожалуйста, что новый Андретти-Кадиллак нас всех интересует гораздо больше, чем ваша не совсем полноценная, бедная и при этом злобная конюшня, которая за кучу лет в Ф1 смогла лишь бороться за финансовое выживание.
Вся работа Штайнера заключается в том, чтобы приглашать и увольнять пилотов. Но гонщики не идут к вам, Гюнтер — им просто больше негде гоняться. Кевин Магнуссен, сорвавшийся по первому звонку после обидного выкидывания из команды в 2020, с удовольствием вам расскажет об этом после своего следующего увольнения. С такой внушительной историей прогресса и последовательных решений, вывод напрашивается только один:
Никто и никогда не будет помнить Гюнтера Штайнера как руководителя команды «Хаас». Да и саму команду со временем тоже забудут.