Найти в Дзене
Михаил Исаев

Как Пётр Паллас ачинских тараканов прославил

В своем сочинении о путешествии по Сибири в конце XVIII века Пётр Паллас посвятил целую страницу рассказу об ачинских тараканах. Эти насекомые очевидно повергли его в шок своей живучестью и беспощадностью. Привожу кусок этого сочинения практически в оригинале. «Уже в Красноречинской увидели мы опять, хотя не много, прежде упомянутых тараканов , коих в лежащих по дороге до сего места деревнях не находится. Здесь же в Ачинской во всех крестьянских избах водится оных множество, так что днем совершенно наполнены оными темные углы, щели и чуланы; а ночью все стены облеплены. Ничто не может уцелеть от сих насекомых, поелику они пролезают чрез самыя малейшия щели. На ночь в избу не можно поставить никакого ящика, никакого судна, сколь бы плотно заперши оной ни был чтоб по утру не был оной наполнен тысячью маленьких и больших тараканов. Даже и самую человечью кровь сосут они, и ноги, руки и прочия голыя места у тех, кои спят на печках, раскусывают они до крови. Они убивают и больших тараканов

В своем сочинении о путешествии по Сибири в конце XVIII века Пётр Паллас посвятил целую страницу рассказу об ачинских тараканах. Эти насекомые очевидно повергли его в шок своей живучестью и беспощадностью.

Привожу кусок этого сочинения практически в оригинале.

«Уже в Красноречинской увидели мы опять, хотя не много, прежде упомянутых тараканов , коих в лежащих по дороге до сего места деревнях не находится. Здесь же в Ачинской во всех крестьянских избах водится оных множество, так что днем совершенно наполнены оными темные углы, щели и чуланы; а ночью все стены облеплены. Ничто не может уцелеть от сих насекомых, поелику они пролезают чрез самыя малейшия щели. На ночь в избу не можно поставить никакого ящика, никакого судна, сколь бы плотно заперши оной ни был чтоб по утру не был оной наполнен тысячью маленьких и больших тараканов.

Даже и самую человечью кровь сосут они, и ноги, руки и прочия голыя места у тех, кои спят на печках, раскусывают они до крови. Они убивают и больших тараканов и высасывают их кровь так, что сие не могут размножаться. Но кроме хлеба, сахару и мяснаго не портят они ничего.

Чай пить или есть нельзя в избах без того, чтобы сии насекомыя не падали с потолка один за другим в чашки или блюды. Окуривание запертых в избе серою и вонючими травами тщетно испытывали противу сих крестаьяне обезпокоиваюших насекомых, которые, очевидно, умножаются и распространяются.

Некое пособие себе крестьяне доставляют в начале зимы тем, что они избам своим дают вымерзать, от чего сие насекомое замерзает; но как скоро затопят то появится оное опять и к весне разведется по прежнему».