Найти тему
INTELLIGENT

Проблемы крещения Руси, о которых не расскажут в школе

Оглавление

Приветствую, интеллигенция! Сегодня хочу рассказать несколько интересных моментов про такое важное событие в истории нашего государства, как Крещение Руси. В истории такие интересные моменты называют проблемными, т.е. те вопросы, на которые мы не можем дать точного ответа. В школе мы все заучили про 988 год, христианство на византийский лад. Но так-ли всё было. Постараюсь рассказать Вам про это поподробнее. Мы не станем разбирать причины принятия христианства князем Владимиром, предпосылки,следствия. Об этом и так подробно написано в любом школьном учебнике. Но зато, я надеюсь, Вы откроете для себя новые знания. Приступим!

Когда крестили Русь?

Итак, предлагаю начать с любопытного и небольшого факта. В Повести временных лет (которая включала в себя различные летописные своды, летописные традиции) существовало несколько вариантов описания данного события, разные версии крещения Руси и даже разная датировка.

6494 – 6496 гг. или 986 - 988 (диапазон расхождения даты крещения Руси в источниках).

Мы видим, что проблема есть банально в датировке. Не факт, что Крещение произошло в 988. Возможно, оно произошло в 986 или в 987. Да, разница несущественная, капля в океан прошлого, но всё рано любопытно, что одна из самых узнаваемых дат в самом деле не точна в исторической науке.

Крещение князя Владимира в Корсуни
Крещение князя Владимира в Корсуни

С проблемой датировки теперь нам всё ясно. Но что, если я Вам скажу, что Крещение Руси, о котором мы все знаем, было вторым Крещением Руси? Ссылаясь на окружное послание константинопольского патриарха Фотия, говорят, что первое крещение Руси произошло в 867 году. За век до. Целый ряд ученых настаивали на подобную трактовку этого события. А их оппоненты говорят, что, скорее всего, речь шла о крещении киевской верхушки (князь и его дружина). Лично я придерживаюсь последнего.

От Византии ли крестились?

Итак, деления христианской церкви на католическую и православную в тот период еще не было. Оно произойдет в 1054 году. Тогда в рамках единой христианской веры существовало, как минимум, 6 крупных церквей, ответвлений христианства (Александрийская, Константинопольская, Римская, Антиохийская, Иерусалимская, Архидская). А помимо крупных епархий существовало и множество мелких. Это и зарождает в истории проблему, более важную и сложную, чем датировка. По какому варианту христианства крестилась Русь?

-3

Традиционная версия: христианство пришло из Византии.

Другие авторы считали, что крещение Руси прошло по болгарскому обряду.

Есть и те, что думают, что Киевская Русь была крещена по римскому обряду пришедшими скандинавами.

Кто-то пытался найти корни принятого на Руси христианства в моравской церкви. Также есть версия, что Русь приняла христианство от соседней Хазарии.

Так как разные летописные своды диктуют разные версии данного события, А.Г. Кузьмин задался вопросом, почему же так происходило. Почему среди древнерусских летописцев существует странное противоречие. Кузьмин предлагал искать ответ на этот вопрос в том, что на Руси существовало несколько христианских общин, которые исповедовали разные христианские верования. Отсюда и давний исторический спор о «Символе веры» - о взаимоотношениях трех главных элементов – Бога-отца, сына и святого духа. В частности, Кузьмин заострил своё внимание на том, что в знаменитой Корсунской легенде крещения князя Владимира, был отражен еретический (то бишь не соответствующий государственным канонам) Символ веры: бог-сын только подобен богу-отцу и святому духу, а не единосущ с ними (проще говоря, не признавалась божественная сущность Иисуса Христа). Этот Символ веры противоречил Никейскому Символу веры, который был принят на Никейском соборе в 325 году. Другой историк, Брачевский, увидел так называемую «ересь» в другом источнике – в Речи философа (которая тоже была в Повести временных лет), в которой, по сути, отрицалась божественная сущность бога-сына, Иисуса Христа.

-4

Итак, все разнообразие символов веры в летописании позволяет историкам делать следующие выводы:

- Изначально в древнерусском христианстве, вероятнее всего, довольно распространено было неканоническое арианское христианство, в частности ирландское. Здесь отсутствовала иерархия церковнослужителей, церковными общинами управляли выбираемые мирянами пресвитеры – всё это очень гармонично наложилось на территориальные славянские общины, которые, напомню, в домонгольский период носили демократический характер.

- В Крыму и в Великой Моравии еще в 860 годах вели свою миссионерскую деятельность Кирилл и Мефодий. Позднее они создали две свои азбуки: Кириллицу и Глаголицу, в которых как раз и содержался арианский Символ веры.

- Именно из Корсуни, которая тогда находилась в религиозной оппозиции со своей метрополией (то бишь Византией), князь Владимир вывез всю церковную утварь, иконы, книги, всё духовенство во главе с Анастасом Корсунянином, который фактически и возглавил русскую церковь при Владимире. Были также вывезены мощи Святого Климентия и Святой Богородицы, в честь которых была построена Десятинная церковь, их культу был посвящен этот храм. Только спустя десятки лет, при Ярославе, сформируется связь с Византийской церковью, посредством установления культа Софии. Кроме того, первый митрополит появится только в 1036 году – митрополит от Византии Феопемпт (это еще к вопросу о том, что изначально христианство на Руси не было от Константинополя. Ведь по логике, Владимир должен был вернуться с константинопольским митрополитом. Ведь и для Византийской церкви была характерна жесткая иерархия духовенства).

Десятинная церковь
Десятинная церковь

- О том, что в Киеве долгое время сохранялись разные христианские общины, говорит и тот факт, что члены одного рода, Рюриковичей, были похоронены в разных местах. Ярослав, при котором на Русь проникла Византийская ортодоксия, и его сыновья похоронены в Софии. А сам Владимир, его сын и правнук были захоронены в Десятинной церкви. Кроме того, многие историки берут во внимание и тот факт, что князь Владимир был канонизирован не в XI веке, как Борис и Глеб, а только после монгольского нашествия. Причем не в пантеоне святых, а в пантеоне защитников Руси.

К заключению

Вот мы и увидели проблемные стороны такого события, как крещение Руси. В такие моменты важно понимать, что история - не сухой материал, который списали с какого-то источника. Надеюсь, мне удалось Вас ознакомить с фактами, которые Вы никогда и не слышали, и не видели. Буду рад Вашей отдаче, подписке, лайкам. Всем добра. Знание - сила!