Турция. В части конфликтов можно сказать, что карта Украины разыграна Западом, но игра в целом еще не закончена. Не добившись успехов здесь, центр тяжести будет перенесен в Среднюю Азию и на российское Поволжье. Так, уже начались проблемы в Казахстане, Россия сталкивается с проблемами с мигрантами, которые уже буквально везде и из-за которых растет криминогенность в городах. Турция стремится создать Великий туран, рассматривая всех тюрков как единый народ под властью Турции, что фактически разрезает Россию пополам и отторгает Татарстан, Башкирию, Алтай, Якутию, Тыву, Хакасию и Чувашию (рисунок 1).
Турция стремится расширять сферу своего влияния несмотря ни на что. Помимо интересов в Крыму и Средней Азии, страна стремится обеспечить свои экономические интересы в Средиземном море, что приводит уже к столкновению с Грецией и поддерживающей ее Францией, т.е. со странами-членами НАТО. России в данном случае было бы выгодно, что вектор интересов Турции был как можно дальше от российских границ. Занятая в Средиземном море Турция будет иметь меньше ресурсов для осуществления экспансии в Среднюю Азию.
Жаль, но столетиями России вынуждена повторять одни и те же действия - бороться с Западом и с Турцией. По всей видимости, столкновение с Турцией за Среднюю Азию и Южный Кавказ неизбежно.
Турция стремится освободиться от ограничивающих ее договоров, таких как Конвенция Монтрё, сохраняющая за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако для Турции это ограничение суверенитета. В этой связи в стране реализуется строительство канала, который должен соединить Черное море с Мраморным, что позволит пускать суда минуя Босфор, что уже позволит Турции обойти требования конвенции Монтрё.
Иран. Долгие столетия интересы России и Ирана сталкивались в этом регионе. Однако сейчас, в условиях противостояния с Западом и отдельно с Турцией, интересы на некоторое время совпали. Так, Иран является противовесом Турции в регионе и явно не заинтересован в ее продвижении, например, на Южном Кавказе. После Второй Карабахской войны произошло изменение границ и баланса сил в регионе. Посол в Ереване встретился с главами МИДа и Минобороны и заявил, что если армянские вооруженные силы будут вынуждены покинуть Сюникскую область, граничащую с Ираном и разделяющую Турцию с Нахичеванью от Азербайджана, то иранские вооруженные силы начнут боевые действия против Баку.
Иран может являться потребителем российских самолетов МС-21 и SSJ-100, а также другой продукции, поскольку авиапарк страны нуждается в обновлении, а Россия - в рынках сбыта, поскольку одного только российского рынка может оказаться недостаточно для окупаемости проектов.
Иран, в отличие от Азербайджана и Казахстана, не заинтересован пускать в каспийское море иные страны, в т.ч. страны НАТО, на что рассчитывает США и Турция. В этом плане интересы России и Ирана также сходятся.
Трансиранский канал, который мог бы соединить Каспийское море и Персидский залив, выгоден обеим странам, способен обеспечить кратчайший выход из Балтийского моря, а следовательно и Северной Атлантики, в Индийский океан. Длина построенного канала по территории Ирана составит 700 км. Но у Тегерана уже есть водная артерия (реки) 450 км. Поэтому для осуществления "стройки века" понадобится прорыть всего лишь 250 км. Единственный сегодня, связывающий Запад и Восток Суэцкий канал, дальше по проходимости в 2 раза.
Этот маршрут необходим не только как транспортный коридор, но и для обеспечения опресненной водой центральных засушливых районов Ирана. Развитие российских прикаспийских регионов, увеличение торговли с Индией в условиях санкций и возможно перекрытия иных маршрутов способно дать новый толчок развитию всех участников проекта. Однако, его реализация затруднена в связи со сложной договорной позицией Ирана, предполагающего, что все прочие участники проекта вложатся финансово, а Иран предоставит только территорию, но получит 50% всех доходов. Кроме того, реализуемость проекта зависит от стабильности в стране. И хотя цветных революций ожидать не приходится благодаря жесткости режима, тем не менее, в будущем положение в стране предсказать сложно, и ставить Россию в зависимость от очередной страны транзитера может быть чревато последствиями, как показал опыт Украины.