Пишет уникальный имам, выдающийся ученый, муфтий, хафиз-критик, мухаддис эпохи, автор множества трудов, венец хафизов, один из важнейших представителей шафиитского мазхаба [2] Абу Бакр Ахмад ибн Али ибн Сабит аль-Багдади (392 - 463 гг.х.), известный как аль-Хатыб аль-Багдади:
Глава об условиях пригодности для вынесения правовых заключений.
Муфтий [3], решение (фатву / фетву) которого следует принимать, в первую очередь должен обладать таким качеством как половая зрелость. Потому что на слова ребенка не распространяется правовая оценка. Затем он должен быть разумным, потому что перо не записывает деяния сумасшедшего из-за отсутствия у него разума. Затем он должен быть достойным и надежным, поскольку ученые мусульман не разногласят насчет того, что правовые заключения нечестивца по вопросам религии не принимаются, даже если он хорошо осведомлен о них. И не имеет значения свободный этот человек или раб, потому что свобода не относится к условиям действительности правового заключения. Затем требуется, чтобы он был сведущим в шариатских постановлениях. Его знание о них должно охватывать познание формирующих их основ, а также весомого багажа их ответвлений.
Основ у правовых постановлений в шариате четыре.
Первая заключается в знании Книги Аллаха настолько, что с ним будет возможно верно познавать содержащиеся решения в ее ясном (мухкам), неясном (муташабих), всеохватывающем (ам), конкретизированном (хас), обобщенном (муджмаль), разъясненном (муфассар), отменяющем (насих) и отмененном (мансух).
Вторая – знание надежно зафиксированной сунны посланника Аллаха, касающейся его слов и дел. Знание путей, по которым она дошла, их множественности (таватур) и единичности (ахад). Осведомленность о достоверности и негодности, и о том, что из нее соотносится с определенной причиной, а что имеет общий характер.
Третья – знание мнений первых имамов (саляфов): в чем они единогласны и в чем разногласят. Чтобы следовать единогласным мнениям (иджма) и прилагать усердие в поисках собственного решения (иджтихад) в случаях разногласия.
Четвертая – знание о том, каково суждение по аналогии (кыяс), имеющее законодательное значение, чтобы суметь соотнести ответвления, о которых не сказано прямым текстом, с теми основами, решения по которым были указаны, а также теми, насчет которых сложилось единогласное мнение.
Таким образом муфтий сможет найти путь к познанию заключений (хукм) по актуальным проблемам его времени и сможет отличать верное от несостоятельного.
Это то, без чего муфтию не обойтись, и недопустимо для него отсутствие чего-либо из указанного.
От Хузейфы [4], да будет доволен им Аллах, передано, что он сказал: «Лишь три вида людей выносят религиозные постановления для других: человек, познавший отменяющее и отмененное в Коране, повелитель, не нашедший иного выхода, и слабоумный, который изображает из себя того, кем не является».
Сказал аш-Шафии: «Никому не позволено выносить постановления в религии Аллаха, кроме человека знающего книгу Аллаха, ее отменяющие аяты (насих) и отмененные (мансух), ясные (мухкам) и неясные (муташабих); который знает ее толкование и осведомлен о ниспослании. Знает какие аяты мединские, какие мекканские, что под ними подразумевается, и по какому поводу они были ниспосланы. Затем необходимо, чтобы он хорошо знал хадисы посланника Аллаха. Знал, какие из них отменяющие, а какие отмененные. И знал о хадисах то же, что знает о Коране. Необходимо, чтобы он хорошо знал арабский язык, хорошо знал арабскую поэзию и то, в чем нуждается для понимания шариатских наук и Корана. Вместе с этим он должен быть справедливым, беспристрастным и не быть многословным. Также ему нужно быть в курсе разногласий представителей разных центров (мегаполисов халифата), и затем чтобы у него был талант и способность. Если человек таков, то он может высказываться об исламских науках и выносить постановления (фатва / фетва) о разрешенном (халяль) и запрещенном (харам). А кто не таков, тот может высказываться об исламских науках, но не выносит постановления».
Передается от Салиха – сына Ахмада ибн Ханбаля, - что он спросил своего отца: «Что ты скажешь о человеке, которому задают вопросы, и он отвечает тем, что есть в хадисах, не будучи знатоком в том, что касается вынесения религиозных решений?» Он ответил: «Тому, кто поставил себя в положение вынесения религиозных постановлений, следует быть осведомленным о суннах, знающим разнообразие смыслов выражений Корана, знающим безукоризненные (достоверные) цепочки передатчиков. Противоречие тех, кто противоречит, появилось только от их слабой осведомленности о пришедших от пророка суннах и малых познаний о достоверных и слабых из них».
Спросили Ибн аль-Мубарака: «Когда человек может выносить религиозные постановления?» Он ответил: «Когда он будет знатоком в том, что касается переданных сообщений, и хорошо освоит правовые суждения».
Передается от аль-Фадля ибн Мухаммада аш-Шарани, что он слышал, как Яхью ибн Аксама спросили: "Когда бы ты был доволен тем, что кто-то выносит религиозные постановления?" И он ответил: "Когда такой человек хорошо освоил правовые суждения и хорошо осведомлен о переданных сообщениях".
Я скажу: он должен быть силен в извлечении смыслов, хорош в наблюдательности, степенен в мысли, здрав в учёте. Должен быть выдержан и осмотрителен, часто удостоверяться и оставлять спешку, хорошо понимать, в чем заключена польза, иметь склонность приостанавливать себя для консультаций. Ему надлежит беречь свою религию, быть сострадательным к представителям его общины, хранить свое достоинство, стараться вкушать лишь благое - ведь это первая из причин сопутствия успеха. Ему следует избегать из осторожности сомнительного, препятствовать несостоятельным трактовкам, непоколебимо держаться истины, постоянно занимать себя источниками правовых постановлений и способами получения решений из них. Он не должен быть из тех, над кем верх взяла беспечность и постигла беспробудная праздность. Также не должен быть описан слабой точностью, охарактеризован недостатком понимания, быть известным вздорностью так, что говорит в ответ первое, что приходит на ум, и выносит решение, опираясь на неизвестное для него.
Разрешены правовые постановления приверженцев страстей и тех, чьи нововведения не определяют их в ряды нечестивцев. Что же касается шуратов (течение хариджитов) и рафидитов, которые порочат сподвижников и ругают праведных предшественников, то их правовые заключения порочны и мнения неприемлемы.
И в знании качеств того, кто пригоден для вынесения постановлений, есть указание на качества того, чьи решения не разрешены.
Знай, что все науки как приправа для фикха.
Какой бы ни была наука, если это не фикх, то занятый ею нуждается в меньшей (осведомленности), нежели правовед. Потому что правоведу нужно в некоей мере быть знакомым со всем из того, что касается мирской жизни и жизни последней, различать серьезное и шутливое, отличное и противоположное, полезное и вредное, знать о том, что происходит в быту между людьми, быть в курсе их обычаев. Рассматривать все, что мы упомянули – условие для выносящего постановление (муфтия). И он не сможет постигнуть этого, кроме как встречаясь с людьми, участвуя в собраниях представителей разных направлений и взглядов, задавая им вопросы и вместе сопоставляя данные, собирая книги, изучая и непрестанно вычитывая их.
Доводом к сказанному нами будет то, что когда всевышний Аллах пожелал известить творения о божественном чуде (муджиза) в виде историй, старинных преданий и жизненного пути предшественников, с которыми пришел наш пророк, то сообщил им, что пророк не известен встречами с людьми, изучением их книг и тем, что держал эти книги в руках. Так подтвердились его слова, что переданное им - вести от Аллаха. Из этого следует, что такие знания естественным путем получают через встречи, поиски и изучение. Их наличие без всего вышеупомянутого нарушает естественный порядок вещей и становится божественным чудом. Если бы это было не так, то в отрицании встреч и изучения не было бы смысла.
Одного человека спросили: «Какие из твоих книг тебе больше нравятся?» Он ответил: «Те, которые я освоил в своем знании и сформировал представление о их сути в своем понимании». Другой на это же ответил: «Те, от которых я получаю пользу и из которых добываю ее». Еще один сказал: «Те, из которых я узнаю то, чем руководствуюсь в делах».
Сказали мудрецу: «Такой-то собрал много книг». Он спросил: «А уровень его понимания соответствует количеству его книг?» Ему ответили: «Нет». Тогда он сказал: «Тогда он не достиг ничего такого, чего бы не достигла в науках скотина».
Один человек сказал другому, который писал, не зная ничего из того, что записал: «От своих записей ты получаешь лишь дополнительную усталость, увеличение времени, проведенного без сна, и марание собственной бумаги».
Я скажу: таково положение тех, кто ограничился переписыванием, не задумываясь над содержанием, не размышляя над его смыслами.
Передается от Саида ибн аль-Мусеййиба, что он сказал: «В уединении спасение. Будь выше того, чтобы тебя видели на посиделках неразумных людей. Если станет тягостным одиночество, то займи себя изучением какой-нибудь из книг, составленных правоведами».
Передается от Ибрахима ибн Са'да, что он спросил у своего отца Са'да ибн Ибрахима: «За счет чего вас превзошел аз-Зухри?» И тот ответил: «Он приходил на собрания, занимая передние места, и не занимал задние. И не оставалось на собрании ни молодого парня, которому бы он не задал вопрос, ни взрослого мужчины, которого бы он о чем-нибудь не спросил. Затем он шел к какому-либо из домов ансаров, и там не оставалось ни молодого парня, которому бы он не задал вопрос, ни взрослого мужчины, которого бы он о чем-нибудь не спросил, ни мальчика, к которому бы он не обратился с вопросом, ни старухи, которую бы он не спросил, ни взрослой женщины, которую бы он оставил без вопроса. И так, пока не поговорит с «растущими за занавесками» (т.е. с молодыми девушками)».
Передается от Мухаммада ибн Джафара аль-Хараитый, что он сообщил: "Одного из мудрецов - а это был Анушруван - спросили: "Отчего это вы не воздерживаетесь ни от кого в получении знаний?" Он ответил: "Это от нашего знания о том, что знание полезно, откуда бы оно ни было почерпнуто".».
Передается от Суфьяна ибн Уейны, что однажды он спросил своих товарищей: «Кто больше всех нуждается в приобретении знаний?» Они ответили: «Скажи (сам), Абу Мухаммад». Он сказал: «Нет более нуждающегося в приобретении знаний, чем ученый. Потому что ни в ком невежество не отвратительно настолько, как в ученом».
Абу аль-Аббас Ахмад ибн Яхья сказал: «Не быть человеку ученым, пока он не обучится. И не будет он ученым, если знает лишь то, чему обучился».
Передается от Юнуса ибн Аби Шабиба, что он слышал, как Саид ибн Джубейр сказал: «Не перестанет человек быть ученым (знающим), пока продолжает обучаться. Если же он оставит получение знаний и подумает, что имеющегося у него ему достаточно и хватит, то окажется в самом невежественном положении».
________________________
[1] Ар.: "Правовед и учащийся праву". См. с. 693 - 698, изд. "Дар Ибн аль-Джаузи", 1430 г.х. Книга посвящена основам права (усуль аль-фикх). Автор раскрывает стандартные темы научной дисциплины, опираясь в значительной мере на сообщения от первых поколений исламских ученых, к которым у него имеются собственные цепочки передатчиков (иснады).
[2] Согласно описанию аз-Захаби в "Сияр а'лям ан-нубаля" 18 / 270 - 274.
[3] Автор исходит из того, что муфтий в основе должен быть муджтахидом, поэтому далее перечисляет качества муджтахида, пригодного для того, чтобы к нему обращались с вопросами о религии. В последние века муфтии классических школ исламского права не претендовали на высокие степени иджтихада, не часто считали себя достойными иджтихада в отдельных вопросах и главным образом выполняли роль связующего звена с ведущими муфтиями прошлого, передавая их решения спрашивающим. Роль связующего звена требует меньшего уровня компетенции, поэтому перечисленные условия не в полной мере относятся к муфтиям такого рода.
Однако, в последние времена появились люди, отвергнувшие преемственность исламских правовых школ и вместе с тем претендующие на роль муфтиев и на самостоятельность в суждениях о том, что в шариате верно, а что нет, исходя из личной оценки шариатских доказательств. Тем самым они претендуют на уровень абсолютного независимого иджтихада. Оценка легитимности муфтиев этой категории и приемлемости их решений требует применения условий аль-Хатыба аль-Багдади в полной мере.
[4] С этого момента и далее из представленных автором цепочек передатчиков к сообщениям оставлено только последнее звено.
Источник c арабским текстом: https://muntaqa.info/mufti/
Наши страницы в социальных сетях:
twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte | telegram
Ссылка для желающих поддержать материально: https://yoomoney.ru/to/410015033820215