Найти в Дзене
Украина.ру

Любимое кино. 40 лет «Тресту, который лопнул»

40 лет назад на голубые экраны советских телевизоров вышел трёхсерийный фильм Одесской киностудии, ничего похожего на который не было снято ни до, ни после.

Во-первых, события фильма происходили в США, во-вторых, он являлся экранизацией нескольких рассказов одного из лучших юмористов Америки О. Генри, а в-третьих, это был мюзикл.

В 1981 году Одесская киностудия получила от Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, или в просторечье Гостелерадио, заказ на создание фильма по мотивам рассказов О. Генри.

Сценарий поступил оттуда же, его написал москвич Игорь Шевцов. У него уже был опыт работы с украинскими киностудиями – на Довженко за два года до этого по его сценарию сняли популярный военный боевик «Мерседес уходит от погони». Но известность он получил не поэтому.

Как раз летом знаменитый Театр на Таганке поставил по его сценарию нашумевший спектакль «Владимир Высоцкий», который до перестройки зрителям показали только один раз. Билеты были напечатаны на бумаге от конвертов уничтоженной 5-й пластинки серии «На концертах Владимира Высоцкого».

История с этим спектаклем была хорошо известна творческим людям всего Советского Союза, так что Шевцова в Одессе хорошо знали.

В сценарии были использованы сюжеты трёх новелл О. Генри: «Поросячья этика», «Рука, которая терзает весь мир» («Коридоры власти») и «Супружество как точная наука», которые были впервые опубликованы в сборнике «Благородный жулик» в 1908 году.

Они претерпели некоторые изменения, вызванные, в первую очередь, необходимостью объединить их в единый связный сюжет.

Экранизировать сценарий назначили 35-летнего режиссёра Александра Павловского, которого заметили пока что только по одной его работе «Ар-хи-ме-ды» (1975). Он приступил к подбору актёров.

Первоначально планировалось, что одну из двух главных ролей, шебутного Джеффа Питерса, сыграет Михаил Боярский. Он уже прошёл пробы и был утверждён на роль худсоветом, но тут ему предложили работу в другом проекте, и он отказался.

В поисках другого исполнителя Павловский поехал в Москву и здесь попал на постановку в Ленкоме Марка Захарова рок-оперы «Юнона и «Авось», о которой по стране ходили восторженные слухи. Там на сцене он увидел Николая Караченцова, которого и решил пригласить на роль.

Второго главного героя, спокойного и рассудительного Энди Таккера, было решено доверить литовскому актёру Регимантасу Адомайтису, чей прибалтийский темперамент подходил для такой роли целиком и полностью.

Чтобы зрителей не смущал его акцент, озвучивать героя пригласили Александра Демьяненко – всем хорошо известного Шурика из «Кавказской пленницы». Пел же Таккер голосом певца, музыканта, композитора и актёра Ленкома из всё той же рок-оперы «Юнона и «Авось» Павла Смеяна.

Музыка и песни играют в «Тресте» особую роль, поэтому на них стоит остановиться поподробнее.

Первоначально Павловский предложил написать тексты песен к фильму актёру Таганки Леониду Филатову. Его стихи были довольно популярны среди советской творческой интеллигенции, хотя его главное произведение «Про Федота-стрельца, удалого молодца» было ещё впереди.

Однако Филатов из-за занятости не успевал выполнить всю работу, поэтому стихи к подавляющему большинству песен написал профессиональный московский поэт Наум Олев.

Максим Дунаевский вспоминал: «Изначально задумывалась совсем другая картина, она по-другому совершенно мыслилась. Когда я взялся за работу, возникли новые идеи песен в этом фильме, и поэтому появился Наум Олев, мой соавтор и друг, который написал их».

Перу Филатова принадлежат только вошедшие в фильм «Песенка о лекарствах» и «Песенка вдовы», и не вошедшая «Песня Сары Бернар», которую исполнила известная советская певица и актриса Ирина Понаровская.

Александр Павловский вспоминал: «Нужна была шикарная женщина, похожая на американскую кинозвезду. Мы рассматривали Кустинскую и Светличную, но они не похожи на американских кинозвёзд. В итоге остановились на Понаровской – у неё характерный тип лица».

Было решено с самого начала, что музыку к фильму должен писать Максим Дунаевский – сын прославленного композитора Исаака Осиповича Дунаевского, и сам уже состоявшийся мастер, написавший музыку к невероятно популярному мюзиклу «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978).

При подборе актёров он сомневался, сможет ли Караченцов исполнить свои партии, но все его сомнения оказались напрасными – актёр с этой задачей справился на отлично.

Единственную женскую вокальную партию в фильме, «Песенку вдовы» на слова Филатова, исполнила жена Максима Дунаевского – Наталья Андрейченко.

Всего через два года этот семейный творческий дуэт прогремит на всю страну с детским фильмом-мюзиклом «Мери Поппинс, до свиданья» (1984), для которого Максим Исаакович напишет музыку, и в котором Наталья Эдуардовна исполнит главную роль.

Ещё одну песню на слова Филатова, продавца микстуры, исполнит эстрадный певец Михаил Муромов. В то время он ещё был не особо известен, но буквально через пять лет весь СССР будет заслушиваться его «Яблоками на снегу» и «Странной женщиной». В фильме он сыграл роль уличного музыканта.

Остальные песни в «Тресте» спели Павел Смеян и Николай Караченцов. Песни и музыку для фильма записали в феврале 1982 года в Полтаве в студии местного радио. С наступлением тепла к работе приступила съёмочная группа.

Натурные съёмки проводились в Таллинне, Львове и Одессе, павильонные – только в Одессе. Сцены с участием паровоза снимали в молдавских степях. В первых кадрах фильма видно, как лихие ковбои, догоняя советский паровоз типа ОВ, в простонародье «Овечка», несутся мимо разморенных жарой типовых дачных участков.

В роли Белого дома выступил Таллиннский оперный театр.

Не обошлось без курьёзов. Финальная сцена снималась в Одесском порту. Чтобы создать устойчивую иллюзию, что порт именно американский, а не Одесский, на игравшей роль маяка старой башне вывесили огромной звёздно-полосатый американский флаг.

Какие-то бдительные граждане из числа местных жителей, работников порта, а может и капитанов судов, доподлинно неизвестно, сообщили об этом в компетентные органы.

Режиссёр Александр Павловский потом вспоминал: «Приехали люди на нескольких машинах: "Что вы тут устроили? Немедленно убрать!" А нам осталось снять всего один или два кадра. Тут нашёлся Коля Караченцов, пошёл туда и начал рассказывать всякие байки из актёрской жизни, автографы раздавать, фотографироваться с ними. Мы за это время тихонечко сняли эти два кадра».

Наконец фильм снят, смонтирован – нужно его везти на худсовет, чтобы его приняли и допустили к показу. Тут-то и начались самые главные проблемы.

К первой и второй сериям у чиновников претензии были незначительные. Например, они заставили в финальной песне слова в припеве «Гудбай, Америка, гудбай…» заменить на «Прощай, весёлый пароход…»

А вот вторую серию, которая носила название «Коридоры власти», от Павловского потребовали убрать целиком – худсовет посчитал её аллюзией на современную советскую власть.

Режиссёр потом вспоминал: «Включил одессита, стал давить на совесть: "Понимаете, это ж товарная единица. Уберем серию, значит, студия не выполнила план, люди останутся без премий, их дети будут голодать, жены пойдут на панель!" Не прокатило. Звоню директору студии: подключайтесь, спасайте картину».

Заседание худсовета проводилось в пятницу, вынести вердикт он собирался в понедельник, впереди маячили выходные. Как в таких условиях спасать фильм, было совершенно неясно. Творческую группу выручил его величество случай.

Как раз перед выходными в Гостелерадио приехал посыльный из Кремля, который стал отбирать свежие ленты для показа на даче Андропова. Его выбор остановился на комедии, которая к тому же ещё и была музыкальной – так и не прошедший ещё худсовет «Трест» попал на глаза первому лицу государства.

Дочь Андропова в это время работала главным редактором в журнале «Музыкальная жизнь» и стала расхваливать на планёрке фильм «Трест, который лопнул». Буквально моментально мнение семьи №1 донесли до чиновников из Гостелерадио, и фильм был одобрен.

18 марта 1983 года состоялась его премьера на центральном канале телевидения. А Павловскому доверили реализацию последнего и единственного так и не законченного телепроекта Владимира Семёновича Высоцкого – художественного фильма «Зелёный фургон», который стал его звёздным часом.

Но то совсем другая история.

Автор – Алексей Стаценко.