Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Грандиозный план Китая по восстановлению глобального порядка

Новая макроэкономическая политика Китая направлена ​​на восстановление внутренней и внешней уверенности при одновременном содействии большей интеграции в глобальные рынки. Согласно данным Национального бюро статистики Китая, ВВП Китая вырос на 3% в 2022 году по сравнению с 8,4% в 2021 году, и это снижение не оправдало ожиданий.

В декабре 2022 года экспорт упал на 9,9% в годовом исчислении, а импорт упал на 7,5%, третий месяц подряд наблюдается отрицательный рост. Что еще более примечательно, так это то, что Индекс менеджеров по закупкам за весь 2022 год колебался на отметке 50, причем большинство месяцев ниже этой отметки.

Население Китая также сократилось впервые за 60 лет. Число новых пенсионеров в Китае превысит 40 миллионов человек в период с 2021 по 2025 год, что означает среднегодовой прирост более чем на 8 миллионов человек. При чистом сокращении на 35 миллионов человек трудоспособное население Китая сократится в среднем примерно на 7 миллионов за этот период, что намного быстрее, чем в 2016–2020 годах.

Несмотря на эти препятствия, в конце 2022 года макроэкономическая политика Китая изменила направление. Строгие меры по борьбе с Covid-19 были внезапно отменены. Все ограничения на места проведения, транспорт и передвижение людей были сняты в течение одного месяца, что упростило перебои в цепочке поставок. Политики вновь подчеркнули идею «уравнивания правил игры» вместе с обещанием, что частным и иностранным предприятиям будут предоставлены средства защиты и возможности честной конкуренции.

Вмешательства и ограничения на инвестиции в такие сектора, как недвижимость, производство, киберспорт, частное репетиторство и интернет-финансы, были ослаблены. Высокопоставленные правительственные чиновники также неоднократно заявляли, что Китай не вернется к «плановой экономике», и повторяли, что реактивные «кооперативы по снабжению и сбыту» в сельской местности являются лишь дополнительными формами бизнеса.

Для Пекина восстановление внутреннего и внешнего доверия является главным приоритетом. Огромное население Китая означает, что Covid-19 по-прежнему остается важным негативным фактором в международных экономических прогнозах на 2023 год. Но рыночный порядок восстанавливает свою жизнеспособность, и восстановление стало быстрым. Большинство отечественных аналитических центров и ученых предсказывали, что китайская экономика полностью восстановится во втором квартале 2023 года и принесет новый виток экспоненциального роста.

Важнейшая мысль доклада XX съезда партии — «модернизация по-китайски». С экономической точки зрения модернизация в китайском контексте была сосредоточена на совершенствовании промышленной системы, инновациях и международной конкурентоспособности. Все внимание приковано к программе экономических реформ президента Си Цзиньпина. Прошлый опыт показывает, что дерегулирование и либерализация являются более эффективными политическими инструментами, чем налогово-бюджетное стимулирование в Китае. В ближайшие три-пять лет Китай, который стоит на своем, продемонстрирует свой потенциал и станет якорем стабильности в непредсказуемом мире.

Экономически успешные страны, как правило, проводят эффективные внутренние реформы, соответствующие глобальному производству, торговле и инвестициям. Благодаря как внутренним, так и внешним движущим силам Китай переживал быстрый рост на протяжении более двух десятилетий. И Китай был не единственным бенефициаром глобализации. Изобилие товаров, услуг и технологий, продвигаемое глобализированной производственной моделью последних нескольких десятилетий, было беспрецедентным. Но с 2008 года, особенно после пандемии, глобализации бросают вызов протекционистские и замкнутые меры.

Государственное вмешательство на рынках во имя «устойчивости» и «безопасности» достигло своего пика во время пандемии, когда отсутствие безопасности усугублялось сбоями в цепочках поставок и кризисами. Отчет МВФ за 2022 год показал, что 82% предприятий в Западном полушарии покупают промежуточные ресурсы внутри страны. Это «местное предпочтение» снижает степень диверсификации и фактически делает цепочки поставок более хрупкими.

Акцент на экономической устойчивости все чаще делается в критически важных отраслях, включая полупроводники, биомедицину, альтернативную энергетику, аккумуляторы большой емкости и облачные сервисы. Конкуренция за субсидии для местных инвестиций привела к принятию в США и Европе законодательства о производстве чипов и развитии биомедицины. Хотя экономисты сомневаются в эффективности возрождения промышленной политики, политики с огромным энтузиазмом относятся к субсидиям и их преимуществам для перераспределения.

Но модель глобальной цепочки поставок, сложившаяся в важнейших отраслях, также затрудняет полный возврат производства к «локализации» прошлого. Промышленная политика в новую эпоху протекционизма включает в себя внешнее содержание, такое как развитие «альянсных» цепочек поставок, а также исключение и сдерживание «непартнерских» или «вражеских» рынков. Это дискриминационные политические действия, противоречащие многосторонним нормам.

В декабре 2022 года Китай подал в ВТО иск против Соединенных Штатов по поводу мер контроля за экспортом чипов, обвинив Вашингтон в злоупотреблении исключением для национальной безопасности, что представляет собой торговую дискриминацию. Европейский Союз также выразил свое недовольство Законом США о снижении инфляции, утверждая, что субсидии и налоговые льготы в размере 369 миллиардов долларов США местным производителям и потребителям в рамках пакета мер по борьбе с изменением климата нарушают недискриминационные требования ВТО.

Протекционистская политика Байдена вызывает обеспокоенность у противников и союзников. На Всемирном экономическом форуме 2023 года в Давосе генеральный директор ВТО Нгози Оконджо-Ивеала повторил предупреждение о том, что ограничение торговли в рамках альянсов будет препятствовать мировому экономическому росту и приведет к неэффективности, дублированию и инфляции. Оконджо-Ивеала выразил обеспокоенность по поводу «конкуренции субсидий», проводимой рядом членов ВТО, даже если субсидии нацелены на сокращение выбросов углерода или стимулирование потребления.

Соединенные Штаты и Китай играют ключевую роль в исходе экономического конфликта, возникшего в результате протекционистской политики. Однако мир не будет однополярным или двухполярным, а будет представлять более сложные возможности, такие как все более переплетающееся производство и производственные сети. Для большинства участников глобализации важно как можно скорее возродить механизм многостороннего управления.

В рамках ВТО произошло несколько заметных прорывов, и не было достигнуто существенного прогресса в реформировании МВФ и Всемирного банка. Механизм арбитража инвестиционных споров между странами в региональных соглашениях также ограничен и окружен исключениями. Это отражает негативные изменения в глобальном экономическом управлении. Хотя путь назад к многосторонности может быть извилистым и долгим, все же возможно решить некоторые из наиболее насущных вопросов, затрагивающих многосторонние рамки. На неформальной министерской встрече ВТО в январе 2023 года китайский участник торговых переговоров Ван Шоувэнь представил четыре приоритета Китая для ВТО.

Первый заключается в содействии реформе механизма урегулирования споров с сохранением его основных характеристик, таких как нейтральность, правоприменимость и двухуровневое судебное разбирательство, с целью создания к 2024 году полноценного и хорошо функционирующего механизма. Второй — завершить переговоры по упрощению процедур инвестиций в первой половине 2023 года и завершить переговоры по электронной торговле в течение года, чтобы правила ВТО могли идти в ногу со временем. Третьим приоритетом Китая для ВТО является реагирование на изменение климата посредством либерализации торговли и инвестиций, а также противодействие торговым ограничениям и субсидированию конкуренции. В-четвертых, решить проблему чрезмерного субсидирования сельского хозяйства и искажений, которые оно вносит в мировые цены на продовольствие, чтобы помочь справиться с глобальным продовольственным кризисом.

Нынешний глобальный экономический беспорядок можно объяснить феноменом индивидуально рационального поведения, ведущего к коллективной иррациональности. Тем не менее, экономические и торговые отношения по-прежнему являются для стран наиболее вероятной отправной точкой для сокращения разрыва в стоимости и преодоления геополитических разломов. Злоупотребление исключениями в целях безопасности и договоренностями о союзах, закрывающими рынки, также являются предметом переговоров в рамках ВТО.

Китай выступил посредником в неожиданном дипломатическом прорыве между соперниками Ираном и Саудовской Аравией. Всплеск дипломатической активности в конце 2022 г. и начале 2023 г. показывает, что Пекин пытается развивать экономическое сотрудничество с развивающимися странами и улучшать взаимодействие по вопросам торговой политики с такими развитыми странами, как Германия, Франция и Австралия. В январе 2023 года министр иностранных дел Китая Цинь Ган обозначил это намерение, призвав все заинтересованные стороны облегчить долговое бремя Африки в соответствии с принципом справедливого распределения бремени.

Несмотря на неблагоприятные обстоятельства последних трех лет, глобализация выживет. Мировые рынки все еще интегрируются и становятся все более эффективными, несмотря на недальновидные политические попытки вмешаться и разрушить их. Обязанность великих держав состоит в содействии интеграции и помощи более слабым государствам. Несмотря на то, что текущие прогнозы относительно мировой экономики пессимистичны, открытый Китай, вероятно, станет важным и позитивным фактором для восстановления мировой экономики.

Чжунмей ВАН, директор Института мировых экономических исследований Шанхайского института международных исследований.