В предыдущих частях статьи мы разобрали более-менее отдалённые варианты развития конфликта. И для поражения, и для победы России, в этом конфликте, будет необходимо немалое время, также как и возможный процесс выхода на какую-то договорённость о приостановке боевых действий. Подписание перемирия и оформление мирного соглашения, тоже не пройдёт быстро. Ведь для того, чтобы это произошло, необходимо чтобы обе стороны конфликта оказались в патовой ситуации. И в более краткосрочной перспективе, наиболее вероятным выглядит существенное увеличение поставок оружия, боеприпасов и снаряжения на украину.
Для владельцев оружейного бизнеса, такой крупномасштабный конфликт, который сейчас происходит на украине, может стать источником гигантских прибылей. Повторюсь, в этом конфликте России придётся противостоять военной промышленности США и их союзников. А у них, ни с производственными мощностями, ни с финансами, проблем нет. И явно поставки на украину будут расти. Казалось-бы логичным решением в этой ситуации, было-бы разрушение транспортной инфраструктуры украины.
Или хотя-бы разрушение мостов через Днепр.
Но по каким-то причинам, даже через год после начала СВО, этого не сделано. В сети мне попадалась пара статей, одна написана в сентябре 2022-го года, другая написана ещё раньше, в апреле 2022-го, через два месяца после начала СВО. Содержание у них примерно одинаковое – «Эти мосты будут нужны нам для дальнейшего наступления и их разрушение может вызвать гуманитарную катастрофу на украине. И именно поэтому их решено сохранить». Возможно, это и так. Но, при реальной возможности наступления российских войск на правобережье Днепра, вероятней всего, мосты будут уничтожены укронацистами. И скорей всего, они уже сейчас подготовлены к разрушению. Вспомним, каким интенсивным обстрелам подвергался Антоновский мост, до того момента пока Херсон не был оставлен Российскими войсками.
- На мой взгляд, решение оставить Херсон, было наиболее болезненной потерей, на текущий момент. Город удалось взять практически без потерь. В нём была налажена мирная жизнь. После референдума он вошёл в состав России. И то, что было недостаточно сил для его удержания и развития успеха на этом направлении, говорит о серьёзнейших ошибках на уровне стратегического планирования. И эти ошибки необходимо исправлять. Во времена ВОВ эту работу вёл ГКО. И хотя, и лично И.В. Сталин, и руководство СССР в целом допускали массу ошибок, но из эти ошибки анализировались и из них делались выводы.
Что-же касается возможной гуманитарной катастрофы, какая последует после разрушения транспортной инфраструктуры украины, то больше всего по мирному населению бьёт разрастание боевых действий и затягивание конфликта.
Одна из версий того, что при всё возрастающих поставках вооружений, транспортная инфраструктура украины, до сих пор не уничтожена это то, что в значительной части, она находится в собственности влиятельных российских бизнесменов. И это вполне возможно. Опять повторюсь информацию о том, у кого, сколько и в какое имущество вложено, сейчас берегут пуще ядерных секретов в сороковые годы двадцатого века. Но военная необходимость перекрытия каналов поставок вооружения и боеприпасов, на украине, становится всё более очевидной (это начинают озвучивать даже журналисты федеральных каналов). И если за решением не разрушать ключевые транспортные узлы украины, стоят попытки «олигархов» таким способом сохранить свои активы, то в случае поражения России, последствия этих решений, явно приведут к куда более разорительным последствиям для них. Ведь в случае поражения России, уверенно можно сказать, что все российские активы будут изъяты. Другими словами, так или иначе, в сложившейся ситуации, для Миллеров, Сечиных, Дерипасков, Абрамовичей - финансовые потери неизбежны. Но в случае поражения России, несмотря на любые обещания и гарантии (какие наверняка дают представителям российской «элиты» «уважаемые западные партнёры»), для большей части российской элиты, кроме чисто финансовых потерь, обеспечены куда большие неприятности. Опять-таки вспомним примеры Ирака, Ливии, Югославии. Какой процент из представителей тамошних «элит», сумел сохранить хотя-бы тень своего былого положения? А для выживания России, как единой страны, просто необходимо, срочное наращивание производственных мощностей, которое, как уже говорилось в пред идущих частях, не может быть коммерчески эффективным.
Проблемы в материально-техническом снабжении войск озвучены очень многими. Про недостаток БПЛА,
современных средств наблюдения и связи,
медицинского оборудования и материалов, сейчас уже известно всем, кто хоть немного интересуется положением дел на фронте. Спасибо волонтёрам, каким удаётся, на собранные простыми гражданами средства, закупать «мавики»,
«теплаки», плиты, медицину, радиостанции и хоть как-то закрывать потребности бойцов. Но есть и чёткое понимание того, что даже сотни тысяч простых, неравнодушных граждан не смогут, своими скромными возможностями, заменить промышленность и «интенданта».
То, что в войсках уже сейчас, существует такое явление как «снарядный голод» озвучивалось даже руководителем такой структуры как ЧВК «Вагнер», Евгением Викторовичем Пригожиным (Хотя казалось-бы у них никаких проблем, со снабжением, быть не должно).
И вне зависимости от разногласий на тему того - выпуск каких именно боеприпасов необходимо наращивать, либо высокоточных боеприпасов (таких как «Краснополь»),
либо обычных боеприпасов (таких как ОФ- 530, О-530А), но с использованием высокоточных систем наведения (БПЛА + вычислительный комплекс),
но в конечном счёте «самым узким местом» выглядит отставание ВС РФ в том, что можно назвать «информатикой поля боя». Увы, как показывает практика, для эффективного контроля ТВД, недостаточно, существующих сейчас в России, систем разведки, передачи и обработки данных.
А вот к услугам противника, помимо всей разведывательно-аналитической структуры НАТО, ещё и массовое насыщение войск системами спутникового интернета Starlink.
У всех этих проблем можно выделить две общие причины, с одной стороны, «косность мышления» руководства ВС РФ, а с другой стороны это то, что даже в течении восьми лет, какие прошли от госпереворота на украине до начала СВО, под все разговоры об импортозамещении не было сделано ни одного практического шага для создания отечественной микроэлектронной промышленности. Без продукции которой, сейчас невозможно массовое производство ни современных систем связи, ни авионики, ни современных систем наблюдения и наведения, ни систем быстрой обработки данных, ни создание современных высокоточных станков, какие необходимы для массового производства всего того, что необходимо для успешного ведения боевых действий. Любая война – это прежде всего война экономик и производственных мощностей.
И если с первой проблемой, хотя-бы в теории, можно в сжатые сроки что-то сделать, грамотно поставив задачи и проведя кадровые перестановки, то для решения второй проблемы, помимо финансов, необходимо ещё и немалое время. Хотя ещё в 2004-ом году лауреат нобелевской премии Жорес Иванович Алфёров
предлагал готовый проект, современного, высокотехнологичного предприятия, которое могло-бы стать прорывным, в области микроэлектроники. И создать этот «национальный технопарк Всемирный диалог» тогда, можно было уложившись в 1,5 млрд. евро.
(Большой сцуко привет, всем эффективным блин менежерам!!!!! Извиняюсь, не сдержался.)
А пока у нас, увы, нет отечественной, современной электронной промышленности. А она сейчас необходима и в гражданском, и в военном производстве, и для систем РЭБ, и для томографов, и для блоков защит дизеля, и для микроволновки, и для металлообрабатывающего станка, и для 3-Dпринтера, и для ночного прицела, и для производства современных тканей.
При этом, почему-то никто за такое «импортозамещение», никакой ответственности так и не понёс. В результате, командирам подразделений зачастую приходится поддерживать связь используя мобильные телефоны (спасибо оператору «Феникс»!). И если уж в обозримом будущем нет возможности массово развернуть многократно продублированные шифрованные системы связи созданные по заказу министерства обороны. Или хотя-бы обзавестись отечественным аналогом Starlink. То вместо очередной волны приказов ужесточающих правила использования моб.связи, как это было после потерь в результате новогоднего удара по Макеевке, наладить регистрацию и выдачу смартфонов военнослужащим, предусматривающую установку программного обеспечения от МО(Которое можно разработать. Да разработка такого программного обеспечения вопрос не одного дня и не трёх копеек, но это вполне разрешимая задача.) которое позволяло-бы воен.цензуре и особым отделам, проверять звонки, переписку, установку сторонних программ и при необходимости, производить дистанционное выключение модуля GSM – задача вполне решаемая. Судя по всему, случай с потерями в результате ракетного удара по расположению подразделения в Макеевке, был связан с одной стороны, с ошибкой командования разместивших большую группу военнослужащих в одном здании, с другой стороны, с тем что мобильные телефоны военнослужащих были включены. Одновременное включение большого количества модулей GSM мобильных телефонов, какие представляют из себя приёмо-передающие радиостанции, работа которых могла быть засечена с-вами радиоразведки противника, на расстоянии порядка 5-7 км. Что говорило командованию противника об одновременном скоплении большого количества военнослужащих в одном месте. Что было достаточным основанием для ракетного удара по этим координатам. Хотя, избежать этой ситуации можно было, с одной стороны, не допустив компактного размещения военнослужащих в одном месте (Интересно, после двенадцати месяцев ведущихся боевых действий, в МО додумались издать приказ запрещающий практику компактного размещения большого количества военнослужащих, в зоне доступной средствам поражения противника?), с другой стороны, установив возле расположения мобильный Wi-Fi роутер, блок GSM которого будет выглядеть как один мобильный телефон – цель недостойная для расхода дорогостоящих боеприпасов, но способный обеспечить связь целому подразделению. И если нет возможности, в сжатые сроки, обзавестись отечественным аналогом Starlink то может стоило-бы хотя-бы закупить оборудование используемое операторами моб.связи и хотя-бы таким способом начать решать проблемы со связью? Ведь создать программное обеспечение и организовать что-то вроде нового оператора моб.связи (какой не будь «Росвоен-телеком мобайл») используя личные и выданные моб.телефоны, какие будут зарегистрированы, проверяемы МО можно было-бы в куда более короткие сроки и за куда меньшие средства, чем многократное увеличение спутниковой группировки, разработка и массовое производство современных устройств связи (Хотя и это делать необходимо, причём срочно и в массовом порядке). Вместо того чтобы штамповать очередную серию приказов, запрещающих использование смартфона в войсках. Ведь так, или иначе, смартфоны есть у многих военнослужащих, находящихся в зоне ведения боевых действий. И при разумном использовании, помимо собственно связи, это очень полезный гаджет (управление БПЛА, системы позиционирования, баллистические калькуляторы, наконец инструкции, справочники, уставы, закачанные в гаджет и т.п. При довольно скромных затратах возможно создание мессенджера для нужд военнослужащих, который опять-таки проверяем особыми отделами и цензурой (связь между подразделениями, начальством, связь с родственниками через записанные сообщения и онлайн, в разрешённое время и в разрешённых местах и т.п) это решаемая задача. Ведь в одном из наиболее эффективно воюющих формирований – ЧВК «Вагнер» тотального запрета на смартфон нет.
В свете событий марта 2023-го, думаю стоит сказать несколько слов о ЧВК «Вагнер» и фигуре Евгения Викторовича Пригожина. С некоторых пор Е.В. «вышел из тени» и стал публичной фигурой.
И ЧВК «Вагнер», и самого Пригожина оценивают по разному, но в «сухом остатке» остаётся то, что Е.В. удалось создать боевое формирование, которое достаточно эффективно решает боевые задачи в разных точках и является неудобным противником даже для очень хорошо подготовленных украинских подразделений. При создании и боевой работе, этого формирования, удалось избежать многих недостатков присущих МО. Но практика ЧВК может стать очень негативной, в том случае если в будущем, какой-нибудь «эффективный менеджер» от МО, решит как можно больше функций МО отдать на аутсорсинг. А вот текущая ситуация, когда конфликт Е.В. Пригожина и руководства МО стал достоянием СМИ, говорит прежде всего о том, что на уровне руководства страны, ещё вчера необходимо было создавать аналог ГКО. Ведь, если вместо изучения и внедрения боевого опыта полученного ЧВК «Вагнер», на уровне руководства МО, озабочены тем как не дать ЧВК «Вагнер» занять Артёмовск(Бахмут) (Как об этом говорит сам Е.В.), то из этого следует то, что не решив настолько серьёзные проблемы внутри руководства МО, одержать победу в нынешнем противостоянии будет невозможно (Конфликт между руководством МО и руководством одного из наиболее эффективных боевых подразделений, который не был успешно разрешён ещё до того как стал достоянием СМИ, это прекраснейший подарок для противной стороны).
- Двадцать третья часть.
- Двадцать первая часть.