1. Миссионеры:
Джим Эллиот впервые услышал о ваорани в 1950 году от бывшего миссионера в Эквадоре, а затем указал, что Бог призвал его в Эквадор, чтобы проповедовать ваорани. Он начал переписываться со своим другом Питом Флемингом о своем желании служить в Эквадоре, и в 1952 году двое мужчин отправились в Гуаякиль в качестве миссионеров с Плимутскими братьями . В течение шести месяцев они жили в Кито с целью выучить испанский язык . Затем они переехали в Шандию , миссионерскую станцию кечуа глубоко в эквадорских джунглях. Там они работали под руководством миссионера Христианских миссий во многих странах Уилфреда Тидмарша и начали знакомиться с культурой и изучать язык кечуа . Еще одним членом команды был Эд Маккалли, человек, с которым Джим Эллиот познакомился и подружился, когда оба учились в Уитон-колледже . После окончания учебы он женился на Марилу Хоболт и поступил на годичную базовую программу лечения в Школе миссионерской медицины в Лос-Анджелесе . 10 декабря 1952 года Маккалли вместе с семьей переехал в Кито в качестве миссионера Плимутских братьев, планируя вскоре присоединиться к Эллиоту и Флемингу в Шандии. Однако в 1953 году станция в Шандии была уничтожена наводнением, что отложило их перемещение до сентября того же года. Пилот команды, Нейт Сэйнт, служил в армии во время Второй мировой войны , проходя летную подготовку в составе армейского авиационного корпуса . После увольнения в 1946 году он тоже учился в Уитон-колледже, но бросил его через год и присоединился к программе Mission Aviation Fellowship в 1948 году. К концу года он и его жена Мардж отправились в Эквадор и поселились в штаб-квартире MAF в Shell. Mera . Вскоре после прибытия Святой начал доставлять припасы и оборудование миссионерам, разбросанным по джунглям. Эта работа в конечном итоге привела к его встрече с четырьмя другими миссионерами, к которым он присоединился в операции «Аука». В команду также входил Роджер Юдериан, 33-летний миссионер, работавший в Эквадоре с 1953 года. Под руководством миссионерского совета Евангельского миссионерского союза он со своей женой Барбарой и дочерью Бет поселились в Макуме, миссионерской станции на юге страны. джунгли Эквадора. Там он и его жена служили народу Шуар , изучая их язык и записывая его. Проработав с ними около года, Юдериан и его семья начали служить племени, связанным с шуарами, народом ачуар. Он работал с Нейтом Сэйнтом, чтобы доставить важные медикаменты; но после периода попыток наладить с ними отношения, он не увидел какого-либо положительного эффекта и, впадая в депрессию, подумывал о возвращении в Соединенные Штаты. Однако в это время Святой подошел к нему с предложением присоединиться к их команде для встречи с ваорани, и он согласился.
2. Первоначальный контакт
Первый этап операции «Аука» начался в сентябре 1955 года. Сэйнт, Маккалли, Эллиот и другой миссионер Джонни Кинан решили установить контакт с ваорани и начали периодически искать их по воздуху. К концу месяца они обнаружили несколько полян в джунглях. Тем временем Эллиот выучил несколько фраз на языке ваорани от Дайумы , молодой женщины ваорани , которая покинула свое общество и подружилась с Рэйчел Сэйнт , миссионером и сестрой Нейта Сэйнта. Миссионеры надеялись, что, регулярно даря хуаорани дары и пытаясь общаться с ними на их языке, они смогут завоевать их расположение в друзьях. Из-за сложности и риска встретить ваорани на земле миссионеры решили доставлять подарки ваорани на самолетах. Их техника падения, разработанная Нейтом Сэйнтом, заключалась в том, чтобы облетать место падения по узким кругам, опуская подарок с самолета на веревке. Это удерживало связку примерно в том же положении, когда она приближалась к земле. 6 октября 1955 года Сэйнт сделал первую каплю, выпустив небольшой чайник с кнопками и каменной солью . Раздача подарков продолжалась в течение следующих недель: миссионеры роняли мачете , ленты, одежду, горшки и различные безделушки. После нескольких посещений деревни Аука, которую миссионеры назвали «Терминальным городом», они заметили, что ваорани, похоже, были рады получить свои дары. Ободренные, они начали использовать громкоговоритель, чтобы выкрикивать простые фразы ваорани, когда кружили. После еще нескольких падений, в ноябре ваорани начали привязывать подарки для миссионеров к шеренге после того, как убрали подарки, которые дали им миссионеры. Мужчины восприняли это как проявление дружелюбия и разработали план встречи с ваорани на земле. Вскоре Сэйнт обнаружил песчаную косу длиной 200 ярдов (200 м) вдоль реки Курарей примерно в 7 км от Терминал-Сити, которая может служить взлетно-посадочной полосой и местом для лагеря, и назвал ее «Палм-Бич».
3. Первый визит
6 января, после того как миссионеры провели несколько дней в ожидании и выкрикивали основные фразы ваорани в джунгли, прибыли первые посетители ваорани. Молодой человек и две женщины вышли на противоположный берег реки около 11:15 и вскоре присоединились к миссионерам в их лагере. Младшая из двух женщин выступила против воли своей семьи, и мужчина по имени Нанкиви , который испытывал к ней романтический интерес, последовал за ней. Пожилая женщина (около тридцати лет) выступила в роли самозваного сопровождающего. Мужчины подарили им несколько подарков, в том числе модель самолета , и посетители вскоре расслабились и начали свободно разговаривать, по-видимому, не понимая, что языковые навыки мужчин были слабыми. Нанкиви, которого миссионеры прозвали «Джордж», проявил интерес к их самолету, поэтому Сэйнт взлетел с ним на борт. Сначала они совершили круговой обход вокруг лагеря, но Нанкиви, похоже, захотелось второй поездки, поэтому они полетели в сторону Терминального города. Достигнув знакомой поляны, Нанкиви узнал своих соседей и, высунувшись из самолета, дико помахал им и крикнул. Позже в тот же день молодая женщина забеспокоилась, и, хотя миссионеры предложили своим посетителям спальные помещения, Нанкиви и молодая женщина покинули пляж без особых объяснений. Пожилая женщина, очевидно, была больше заинтересована в разговоре с миссионерами и оставалась там большую часть ночи. Увидев Нанкиви в самолете, небольшая группа хуаорани решила отправиться в Палм-Бич и улетела на следующее утро, 7 января. По пути они встретили Нанкиви и девушку, возвращавшихся без сопровождения. Брат девушки, Нампа , был в ярости из-за этого, и, чтобы разрядить обстановку и отвлечь внимание от себя, Нанкиви заявил, что иностранцы напали на них на пляже, и в их спешке к бегству они были разлучены со своим сопровождающим. Гикита , старший член группы, чей опыт общения с посторонними научил его, что им нельзя доверять, порекомендовал убить иностранцев. Возвращения пожилой женщины и ее рассказа о дружелюбии миссионеров было недостаточно, чтобы их отговорить, и вскоре они продолжили путь к пляжу.
4. Атака
8 января миссионеры ждали, ожидая, что днем прибудет большая группа ваорани, хотя бы для того, чтобы их полетели на самолете. Святой совершил несколько поездок по поселениям ваорани и на следующее утро заметил группу мужчин ваорани, направляющихся в сторону Палм-Бич. Он взволнованно передал эту информацию своей жене по радио в 12:30, пообещав снова выйти на связь в 16:30. Ваорани прибыли в Палм-Бич около 15:00 и, чтобы разделить иностранцев перед нападением на них, отправили трех женщин на другой берег реки. Один, Дава , остался спрятан в джунглях, но двое других проявили себя. Двое миссионеров зашли в воду, чтобы поприветствовать их, но были атакованы сзади Нампа . Очевидно, пытаясь напугать его, Эллиот, первый миссионер, получивший копье, вытащил пистолет и начал стрелять. Один из этих выстрелов легко ранил Даву, все еще скрытого, а другой задел нападавшего миссионера после того, как его схватила сзади одна из женщин. Счета различаются по поводу эффекта этой пули. Миссионеры истолковали свидетельства Давы и Дайумы так, что Нампа был убит несколько месяцев спустя во время охоты, но другие, в том числе миссионер-антрополог Джеймс Йост , пришли к выводу, что его смерть была результатом пулевого ранения. Рэйчел Сэйнт не приняла это, считая, что очевидцы поддержали ее позицию, но исследователь Лаура Ривал, критик экспедиции, предполагает, что в настоящее время среди уаорани широко распространено мнение, что Нампа умер от раны. Другой миссионер в реке, Флеминг, прежде чем его ударили копьем, отчаянно повторил дружеские предложения и спросил ваорани, почему они убивают их. Тем временем другие воины ваорани во главе с Гикитой напали на трех миссионеров, все еще стоявших на пляже, сначала пронзив Сэйнта, а затем Маккалли, который бросился их останавливать. Юдериан побежал к самолету, чтобы добраться до радио, но его пронзили, когда он поднял микрофон, чтобы сообщить о нападении. Затем ваорани бросили тела мужчин и их вещи в реку и разорвали ткань своего самолета. Затем они вернулись в свою деревню и, ожидая возмездия, сожгли ее дотла и убежали в джунгли.
5. Поиск
В 16:30 Мардж Сэйнт и жена Пита Флеминга, Оливия, ждали звонка от Сэйнта. Отсутствие известий в 16:30 сразу же заставило его жену Мардж забеспокоиться, но Мардж и Олив никому не рассказывали об отсутствии связи до того вечера. Чтобы избежать вмешательства, вся миссия держалась в секрете от всех, кто в то время не принимал непосредственного участия, что затрудняло время для этого объявления. На следующее утро, 9 января, Джонни Кинан вылетел на территорию лагеря и в 9:30 сообщил по радио женам, что с самолета была снята ткань и что мужчин там нет. С главнокомандующим Карибского командования генерал-лейтенантом Уильямом К. Харрисоном связались, и базирующаяся в Кито радиостанция HCJB выпустила информационный бюллетень, в котором говорилось, что пять человек пропали без вести на территории Хуаорани. Вскоре над джунглями пролетели самолеты Службы воздушно-спасательной службы США в Панаме , и была организована наземная поисковая группа, состоящая из миссионеров и военнослужащих. Первые два тела были обнаружены в среду, 11 января, а в четверг тело Эда Маккалли опознала группа кечуа. Они взяли его часы в качестве доказательства находки, но не сдвинули его тело с места на берегу Курарея; позже он был смыт. Еще два тела были обнаружены 12 января. Обыскатели надеялись, что одним из неопознанных тел окажется Маккалли, полагая, что, возможно, один из мужчин сбежал. Однако 13 января все четыре найденных тела были опознаны по часам и обручальным кольцам, а тела Маккалли среди них не было, что подтверждает, что все пятеро были мертвы. В разгар тропического шторма они были похоронены в братской могиле в Палм-Бич 14 января членами наземной поисковой группы.