Несмотря на то что законопроект об иноагентах был отозван, волнения в Тбилиси не утихают. Парламентские выборы пройдут в следующем году, и главная интрига в том, какую роль сыграет Михаил Саакашвили. Даже если закон не примут, он останется иностранным агентом номер один для Грузии.
Красиво жить на 80 лари
Чтобы понимать реальные проблемы Грузии, нужно знать размеры грузинских пенсий. Средняя по стране составляет около 180 лари (примерно 180 наших рублей), и это с учетом высоких пенсий силовиков, чиновников и прочих категорий. Обычный же человек получает около 80 лари — 80 наших рублей. Кило картошки стоит 2 лари — в прошлом году был неурожай, и та подорожала в два раза. То есть на пенсию, не имея других доходов, можно купить мешок картошки. Выживают в сельской местности с подсобным хозяйством, и при этом вся медицина в стране платная.
Многих гостей Грузии удивляет, что в домах срезаны батареи, — центральное отопление в городах давно ликвидировано, все греют воду и помещения тэнами, по-европейски. Хочешь тепла — плати, что, опять же, бьет по доходам. Зато разрешен оборот легких наркотиков (в целях развития туризма) и легкого оружия — пистолетов, ружей, карабинов.
Разумеется, это благодатная почва для государственного переворота. Грузия представляет собой пороховую бочку во многом из-за приезжих — богатые российские эмигранты настолько задрали ценники на жилье, еду и основные услуги, что даже знаменитое грузинское гостеприимство начало иссякать. Однако ни бедность, ни приезжие, ни социальные проблемы не стали поводом для массовых протестов. Зато сотрудники НКО с честными лицами рассказывают: «Баррикады поставили потому, что наша власть сделала, как в России».
Гадание по выделениям
На самом деле никаких санкций а-ля «как в России» закон об иноагентах не предполагал. Просто если вы получаете иностранные деньги, вы обязаны везде указывать, что ваша контора — «иностранный агент», то есть задача законопроекта — маркировать организации. В Грузии действует около 15 крупных правозащитных НКО, которые обеспечивают наблюдение за выборами, и все они получили бы статус «иностранный агент». Рассчитано это, в первую очередь, на структуры Саакашвили, которые имеют внешнюю поддержку.
Что касается самого Саакашвили, люди с честными лицами говорят, что он ужасно болен, что в Грузии ему не помогут и спасет только лечение за рубежом. Чем именно болен пациент, неизвестно, как и то, зачем такого больного человека отправили в Грузию с заданием сесть в тюрьму. И если Навального хотя бы травили таинственным «Новичком», то Михаила (по сообщениям американских СМИ) — «русским мышьяком», который ему насыпали прямо в камере на пол.
Вот что по этому поводу пишет французское издание Le Figaro: «Две независимые американские лаборатории проанализировали элементы выделений Саакашвили. Вердикт пяти специалистов, один из которых является лауреатом Нобелевской премии по медицине, однозначен. На родине этот человек не выживет. Если Саакашвили не переведут немедленно в американскую или западноевропейскую клинику, где только и могут провести адекватное лечение, то он умрет — прямо в тюрьме».
Короче, нобелевский лауреат прямо по выделениям определил, что «на родине человек не выживет». Вот такой развернутый диагноз, достойный учебника. Весь этот фарс длится в Грузии почти год, и протесты из-за законопроекта стали просто поводом, чтобы вывести сторонников Саакашвили на улицу.
Кто же эти прекрасные люди?
Если почитать грузинскую прессу, можно с удивлением узнать, что против законопроекта об иностранных агентах выступает, например, «Объединение виноделен Грузии». Казалось бы, какая тут связь с политикой? А дело в том, что Грузию в случае принятия законопроекта пообещали выкинуть из программ «Восточного партнерства». Их суть — раздача мелких грантов малому и среднему бизнесу, который привык к подачкам и не хочет их лишаться. Так западники постепенно выращивают экономический класс, завязанный на сотрудничество с ними, — от фитнес-клубов до научных институтов, кинофестивалей и даже виноделен. Все эти юрлица вдруг начали бомбить правительство Грузии петициями и возмущаться ужасным «российским» законопроектом.
Отдельный вопрос — люди с украинскими флагами и антироссийскими плакатами, которые бегали на протестах. Для них построен свой логический ряд: власть приняла закон «как в России» — значит, это в интересах России, значит, власть = Путин. Таким образом, в протест пытаются вовлечь украинскую тему, хотя с Украиной там не связано вообще ничего. К слову, самого Саакашвили с Украины в свое время выталкивали буквально пинками, а теперь радеют за его здоровье на уровне президента. Причина, скорее всего, в том, что в Белом доме сменилась правящая партия — ушли республиканцы, пришли демократы, а каждая группа работает только со своими фигурами. Поэтому из закромов родины начали доставать политических трупов. До этого Михаил прекрасно жил себе в Нидерландах и в ус не дул.
Прогрессивный опыт США
На самом деле грузинский закон «О прозрачности иностранного влияния» списан не с российского, а с американского. В США таковой действует с конца 30-х годов и называется «Актом о регистрации иностранных агентов». Скопирована даже американская норма о 20% иностранного финансирования — это один из критериев, как определить иностранный характер НКО.
В США, если вы продвигаете внутренние интересы — вы «лоббист» (и вам тоже требуется регистрация), а если внешние — «иностранный агент». И те, и другие подробно отчитываются о своих доходах и о любых контактах с госорганами. И это в самой демократичной стране мира! Казалось бы, почему США не дают скопировать такую прогрессивную норму своим союзникам? Потому что в нашем регионе это специально созданная «серая» зона. Она обеспечивает «серую» деятельность НКО — главного инструмента влияния в Восточной Европе.
Еще в 90-х на базе НКО сложилась целая кадровая школа, так называемые гуманитарные программы Фонда Сороса. Организаторы находят молодого студента из бедной страны, предоставляют ему бесплатное образование за рубежом, стажировку в западных университетах, а затем место работы в НКО, СМИ или в управлении. За последние 30 лет по таким образовательным программам Сороса был выращен целый класс «соросят». Это люди разных национальностей, которые хорошо знают контекст своего региона, при этом имеют одинаковые либеральные взгляды и максимально лояльны к США. Это не просто купленные фигуры, а кадры, которых специально воспитали и которые работают на хозяев вполне искренне.
Как правило, из них формируют десант управленцев после очередной цветной революции, когда надо быстро укомплектовать новые органы власти. Например, на Украине в свое время работал целый интернационал: министрами становились граждане Литвы, США, Грузии и Канады. И гражданство Украины они получали за несколько часов до назначения.
Ограничивать это направление законами — значит стрелять себе в ногу. К слову, единственным исключением в Восточной Европе стала Венгрия, где с 2017 года есть свой закон об иноагентах и откуда программы Сороса полностью выкинули.
На баррикадах
Сами протесты в Тбилиси были типичными: выбрана столица, затем предпринята попытка штурма парламента, затем акции распространили на основные города. При этом наблюдается раскол в правящей группе — за протестующих выступила президент Грузии Зурабишвили, а против — кабинет министров Грузии, то есть исполнительная власть. Парламент стал ареной противоборства президента и кабмина, но пока без особых успехов для последнего — законопроект в итоге был отозван.
Причиной отзыва стали не баррикады, а заявление госдепартамента США. Там пригрозили, что «у США есть инструменты для привлечения к ответственности тех, кто противоречит волеизъявлению грузинского народа», намекая на санкции в отношении грузинских чиновников. Это еще один инструмент контроля со стороны Штатов, потому что вся элита в молодых демократиях, типа Грузии и Украины, держит счета, недвижимость и вторые семьи на Западе.
Еще один любопытный момент. У власти сегодня находится партия «Грузинская мечта» — это партия грузинского олигарха Иванишвили, на сегодняшний момент самого богатого человека Грузии и главного противника Михаила Саакашвили. Похоже, именно против него в Грузию и заслали бывшего президента, точно так же, как в Россию отправили Навального — поднимать массовые протесты. При этом президент Грузии Зурабишвили в правящую партию не входит. То есть можно предположить, что США хотят ограничить в Грузии влияние местных олигархов и поставить вместо них «соросят». Точно так же, как в Молдове вместо олигарха Плахотнюка пришла Майя Санду. Схема одна и та же, а НКО — ключевой ее элемент, поэтому вопрос о регулировании данной сферы принципиален для США.
В свою очередь, местная олигархия пытается ограничить НКО, чтобы защитить свою власть, а не из-за каких-то горячих симпатий к России. Однако опыт той же Украины показывает, что борьба олигархии с западными НКО бесперспективна, — когда нужно, американцы легко сливают своих многолетних партнеров по бизнесу и ставят вместо них пусть и более слабую, но зато более управляемую фигуру, типа Зеленского или Санду.
Впрочем, интересный вопрос: почему правительство Грузии выступило против США именно сейчас? Для американцев этот регион не особо важен, они больше нацелены на Армению и Иран, именно туда перебрасывают основные силы и средства. Грузия же стала перевалочной базой для российской оппозиции, но не более того. Да и отношения с Западом у Грузии в целом прохладные. Украина — наглядный пример того, к чему готовили Грузию при Саакашвили, — то есть к полноценной, но так и не случившейся в 2008 году войне с Россией.
Впрочем, пока открытие «второго фронта» маловероятно. Это всегда двухходовка — сначала надо отстранить от власти местный олигархат, не важно, через уличные беспорядки или на выборах, и только затем — развязывать боевые действия. Та же Молдова в этом плане находится на шаг впереди.
Факты
- Пистолет Макарова в Грузии можно купить меньше чем за 300 долларов.
- Но ношение запрещено, хранить оружие можно только дома в сейфе.
- В этой стране при населении менее 4 миллионов человек только в легальном гражданском обороте находится более 400 тысяч единиц оружия.
Автор статьи: Андрей Лазуткин