- Время года: весна; ясно, -3°С(ощущается как -7°С), ветер ЮЗ 1,6 м/сек, атмосферное давление 752 мм рт.ст., относительная влажность воздуха 85%.
- Время суток: и утро, и день, и вечер.
- Настроение: ровное, лениво-ровное.
- Книга: Франц Кафка - "Замок"(перечитываю и параллельно слушаю аудиокнигу в озвучании Евгения Терновского).
- Цитата дня:
... подобные возможности представляются чрезвычайно редко, вернее, почти никогда.
- Предыдущая публикация ЗДЕСЬ✔️
Приветствую всех, кто сейчас читает эту публикацию! Вы на канале ™Закат Солнца вручную™, с вами снова я - автор, меня зовут Ольга и я спешу сообщить, что сегодня на моём канале гостеприимно распахивает свои двери кинематографическая гостиная ™Иллюзион™. Сегодня вашему вниманию предлагается очередной фильм из подборки фильмов - ровесников автора.
Для постоянных гостей, читателей и подписчиков напоминаю, а для вновь прибывших поясняю - ничего умного и полезного вам здесь не отыскать. Мы здесь просто для приятного общения в дружелюбной атмосфере. Всем добро пожаловать! Всем рады! #Комментарии читать обязательно! Они бывают гораздо интереснее самой публикации)))#
Итак, фильм под названием "Где-то есть сын", позиционирующийся как драма. Снят в 1962 году на Ялтинской киностудии режиссёром Артуром Войтецким по сценарию Дмитрия Холендро.
О чём фильм? Вкратце - живёт у моря одинокий угрюмый старик. Цель его жизни - ожидание вестей от сына, который после войны заехал в родные края, повидаться с отцом и с матерью в маленькой деревушке, в хибаре у моря,
да и уехал в поисках лучшей доли. Уехал и забыл про отца. Может, жизнь не удалась, и стыдно сыну признаться отцу. А может, напротив, так прекрасно удалась, что нет в ней места не только старику-отцу и малой родине, но и воспоминаниям о них. А старик всё ждёт весточки от сына, всё надеется.
Это если кратко. А если вникнуть - тут не драма, тут целая трагедия. Трагедия несбывшихся ожиданий и утраченных иллюзий. Точнее, трагедия утраты иллюзий. Потому как до самого конца фильма старик Харлампий надеется, что сын вспомнит о нём, если не приедет, то хотя бы напишет. И можно будет всем сочувствующим и жалостливым предъявлять письмо. И гордо отрицать любую попытку помощи. Не нужна ему ничья помощь, у него сын есть. Где-то. Пусть где-то, но ведь есть же. Жена старика вот сына так и не дождалась.
Ушла, в беспамятстве выкрикивая имя сына. А старик, хоть и ходил в море, и работал тяжело, всё ж ещё сильный и крепкий. И сына он обязательно дождётся. В море его, конечно, уже не берут, старый, говорят. Но относятся уважительно, называют Батей. Дом от колхоза предоставили. Только старик туда не стал переезжать. Нельзя ему адрес менять. Вдруг сын письмо напишет, а оно не дойдёт.
Фильм чёрно-белый, и снят в основном в мрачных тонах, и небо всегда затянуто тучами. И такой тоской, такой безнадёгой веет от картинки, от избушки-развалюхи, от самого старика. И ни намёка на счастливый конец фильма. Старик так и будет до своего часа тешить себя иллюзией, что у него есть сын. И гордо и непримиримо отказываться от помощи людей, которые к нему со всей душой. Что это? - стариковский эгоизм, обида на сына, досада на то, что у него сложилось не как у всех, или просто страдальческая позиция, - да, я страдаю, мне плохо, но отойдите от меня все, мне от вас не нужно ничего, у меня сын есть. Где-то есть сын. Ответа на вопрос "что это?" фильм не даёт. Даже пищи для размышления не так уж много. Образ и характер старика прописаны настолько чётко, твёрдой уверенной рукой, широкими жирными мазками. Так что тут без вариантов, ни домыслить ничего, ни за уши не притянуть. Этот старик напомнил мне образы из деревенской дореволюционной жизни, когда в доме был хозяин, которого слушались беспрекословно, - когда пахать, когда сеять, на ком жениться. А ослушаешься - в лучшем случае кулаком в лоб, в худшем - долой из семьи, ума и сердца. Только в случае с нашим стариком всё вышло с точностью до наоборот - долой самого хозяина. И остаётся он потерянный, в недоумении, и только упрямо твердит - у меня есть сын. Где-то есть сын.
Ещё немного об операторской работе. Есть такие сильные моменты, что даже такого профана, как ваш покорный автор, проняло. Во-первых, конечно, момент на берегу моря. Когда камера показывает берег, старую лодку, прибрежный песок, волны, бескрайнее море и снова берег и хибару старика. При этом линия горизонта изгибается и замыкается в сферу. И в эту же сферу замыкается старик. Это его мир. И никому больше в этом мире нет места. Ещё очень показателен эпизод на свадьбе. У сына была девушка, она дождалась его с войны. Старик надеялся - сын поработает в колхозе год - другой, подкопит денег, а там и свадьбу можно играть. Но всё рухнуло в миг - сын уехал. Девушка ещё некоторое время ждала и надеялась, что любимый вернётся. И старику было легче ждать, когда он не одинок, когда ещё один человек тоже верит, что сын вернётся. Девушка сдалась первой. Время идёт, надежд всё меньше, вот уже и мать умерла, не дождавшись. Собралась девушка замуж. Старик этому факту не обрадовался ничуть, хотел даже от этой свадьбы сбежать на лодке и переждать в море. Не дали добрые люди. Отыскали, отбуксировали, на свадьбу привели, чарку налили.
А потом вся свадьба в пляс пустилась, и невеста, и гости. Жених не плясал, потому что одноногий. И вот на этом моменте камера начала раскачиваться вправо-влево. И создалось полное ощущение, что пляшущие "трепака" своим топотом раскачивают землю, и она уходит из-под ног. У старика из-под ног. Не стало второй точки опоры. Осталось только упрямство и фотокарточка сына -
красивый молодой человек в расшитой косоворотке с гитарой.
Пожалуй, это самое главное, что я смогла увидеть и запомнить. Конечно, по нынешним временам фильм непонятен. Уехал сын - так кто же сейчас по доброй воле с родителями живёт? Писем нет - так зачем забрался старик в такую глушь, что до цивилизации, в том числе и до почты надо трястись по грунтовой дороге, подпрыгивая на ухабах, в грузовике с бочками? Переезжал бы старик в посёлок, ему и дом там построили. А он держится за хибару, в которой ни водопровода, ни канализации, ни электричества. Одна радость - керосиновая лампа и то, что в этом доме родился твой сын. Велика ли важность?
Теперь о тех, кто создал такие запоминающиеся образы:
- Николай Симонов - Харлампий
- Светлана Дружинина - Надя
- Виктор Авдюшко - матрос
- Ксения Козьмина - жена Харлампия
- Дмитрий Франько - Егор Карпов
- Александр Толстых - Лёшка
- Ольга Бган - девушка на почте
- Тамара Полторжицкая - Варька
- Саша Крынкин - Сёмка
- Михаил Васильев - шофёр
- Людмила Татьянчук - работница почты
- Станислав Молганов - эпизод
На сегодня у меня всё. Но только на сегодня)))
Канал ™Закат Солнца вручную™ не прощается с вами. Мы - мой канал и его автор - говорим вам - до свидания!👋До новых встреч на канале, в одной из уютных гостиных.👋Благодарим вас, ждём вас, всегда рады вам!❤️
- О чём я писала год назад ЗДЕСЬ✔️
- О чём я писала два года назад ЗДЕСЬ✔️
Будьте здоровы, счастливы, любимы и благополучны! Берегите себя и своих близких! Цените каждое мгновение, которое проживаете, ведь оно неповторимо!
- Тема дня: "Кукрыниксы" - "Тёмный город"(альбом "ХХХ" 2007)
- P.S. Продолжение всенепременно последует...
***Если появились желание и возможность, присоединяйтесь к нашей дружной компании. Порой здесь бывает весело, иногда интересно. А какие здесь гости замечательные, такие комментарии пишут - просто зачитаешься...***
- Если кому-нибудь стал интересен фильм, можно посмотреть ЗДЕСЬ✔️