Найти тему

Пространство поэзии. Пространственные решения в работах Н. К. Рериха 1920-х – 1940-х гг.

А. А. Савкина

Обращаясь к творчеству Н. К. Рериха, можно изучить истоки изобразительного искусства Запада иВостока. Художника привлекали архаичные формы, но привлекали и духовные основы современного мировоззрения, уже к началу XX столетия, сложившегося как синтез национальных культур. В 1924−1925 годах, во время Центральноазиатской экспедиции, вдохновлённый образами величественной природы и духовным наследием Востока, он создаёт серию «Знамёна Востока», посвящённую духовной культуре Земли. Е. П. Маточкин в статье «Древний Китай в творчестве Н. К. Рериха» подробно исследует торжественный строй станковых картин, обретающих монументальность в том числе и благодаря художественным приёмам, вдохновлённым искусством Китая. Исследователь указывает на внимательное изучение наследия китайских мастеров по коллекциям музеев Европы и Америки, «он также имел неоднократные беседы с самым крупным исследователем китайского искусства шведом Освальдом Сиреном».

Китайская культура отразилась в творчестве Н. К. Рериха и в произведениях на китайскую тематику, и в работах, не связанных с ней непосредственно. Ю. Н. Рерих писал, что его отец творил «подобно старым китайским пейзажистам, сочетавшим глубокую философию с поразительным изобразительным искусством и чувством природы». Маршрут Центральноазиатской экспедиции (1923‒1928) проходил по Китайскому Туркестану и Тибету, экспедиция 1934‒1936 годов в Манчжурию и Внутреннюю Монголию ставила целью изучить флору степных районов Китая. Он побывал в Пекине, Тянь-цзине, Шанхае и Харбине, где провёл более полугода.

Н. К. Рериха привлекало всё наиболее значительное, что составляет облик страны, её ландшафт и культурные памятники. По словам Ю. Н. Рериха, Н. К. Рерих стремился создать «живописную панораму земель и народов Внутренней Азии». Художник обращается к пейзажам Китая: «Ганьсу» (1935‒1936), «Курул. Граница Китая» (1935‒1936), «Императорская дорога» (1935‒1936).

В пластической системе живописи Н. К. Рериха нередко можно встретить аллюзии и прямое цитирование произведений прошлого. Но важно отметить также, что художественные образы неразрывно связаны с философским переосмыслением содержания живописных произведений. Сегодня взаимодействие с древней и стремительно несущейся в будущее китайской цивилизацией чрезвычайно актуально. Значимо также, что китайское искусство, строгое и поэтичное, по сути, есть визуальное воплощение философских мировоззрений буддизма, даосизма и конфуцианства.

Конструктивное построение художественных произведений обусловлено системой философских воззрений эпохи, литературных поисков и живописных экспериментов. Синтез мировоззренческих и культурных традиций, характерный для живописи Серебряного века в целом, в полной мере отразился в творчестве Н. К. Рериха.

Эволюция пластической системы его произведений, на наш взгляд, соотносится с более глубоким и всесторонним изучением всего комплекса культуры Востока и Запада, «язык» художественного произведения понимается чрезвычайно широко: собственно особенности филологии, фольклор и духовные истоки, семантика образов и стилистика изобразительных средств. Любовь к археологии и стремление исследовать архетипы в системе культуры подталкивают Н. К. Рериха к выбору исторических тем и декоративности даже в традиционной реалистической живописи, мы можем увидеть эти черты в его конкурсной работе «Гонец. Восста род на род» (1897, ГТГ, Москва).

Н. К. Рерих. Гонец. Восстал род на род. 1897. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Н. К. Рерих. Гонец. Восстал род на род. 1897. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Светотеневая моделировка и перспективное построение отдают дань Академии художеств, но при этом сохраняется ясная структура, контраст тёплых охристо-зелёных масс (берега и леса вдали, хижин на пригорке, лодки на первом плане) и глубоких бирюзовых тонов реки и неба. Художник обобщает формы земли и воды, зажигая их яркими всполохами светлых рубах на первом плане и горящей золотистой луны в глубине. Игра с эффектами освещения, характерная для работ А. И. Куинджи и многих его учеников, позволяет Н. К. Рериху приблизить дальний план, сжать внутреннее пространство картины. Впоследствии этот художественный приём, когда дальний план приближается к поверхности за счёт цветовых и световых контрастов, он возведёт в абсолют, создавая плоскостный, предельно декоративный орнамент, вдохновлённый этнографией кочевников или средневековой легендой.

Н. К. Рерих. Святой Никола (Никола Можайский). 1920. Из собрания Государственного музея Востока, Москва
Н. К. Рерих. Святой Никола (Никола Можайский). 1920. Из собрания Государственного музея Востока, Москва

Потрясающим примером синтеза китайской стилистики и русской иконографии стала картина «Святой Никола». Изысканная линеарность и плоскостность элементов, повторение извивающихся вертикалей в рисунке сосен, облаков, скал и ладьи, тонкая дымка, окутывающая и растворяющая контуры предметов, сочетаются с каноничностью образа святого Николы.

Но Н. К. Рерих черпает в китайской культуре не только пластическое вдохновение и специфические мотивы, китайская живопись проникает в строй его работ не только через тонкую стилизацию и обращение к образам мудрецов. Сам строй композиции, подчинённой ясным ритмам, определяющим гармонию и в живописном, и в стихотворном произведении, создаёт поэзию. Поэзия, пронизывающая и определяющая композиционный и образный строй китайской живописи, созвучной литературе, отразилась в произведениях Н.К. Рериха как значимая составляющая, неразрывно связанная с содержанием и художественным языком его работ.

Художника занимает вопрос выразительной художественной формы, он анализирует художественные произведения Древней Руси, Скандинавии и Византии с точки зрения обобщения и декоративной выразительности. И именно пластическая точность и декоративность китайской живописи проявляется в полотнах Н.К. Рериха. Однако живописец стремится к точному художественному образу, который передаёт зрителю не только достоверный природный вид или детали костюма, но и «дух изображённой эпохи» . А художественное обобщение, переосмысление и метафора ведут к поэзии:

«Если для поэзии необходима тайна, то где же искать художнику бoльшей поэзии, как не в минувшем, полном очарования тайны? Куда же направлять ему своё воображение, как не в давно прошедшие века, подёрнутые седымтуманом? Сколько ни всматриваться в этот туман, сколько ни улавливать правдивые очертания кажущихся предметов, всё же вся тайна минувшего никогда вполне не раскроется; иначе говоря, поэзия исторического художества − будет нерушима».
Рерих Н. К. Искусство и археология.

Н. А. Виноградова, рассматривая историю пейзажной живописи Китая, показывает тесную взаимосвязь между философскими системами и религиозными представлениями и собственно вопросами форм национальной природы, запечатлённых древними мастерами. Обожествление природных элементов, воды и земли, точнее, в китайском варианте, гор, характерно для всех древних культур, современное искусство остаётся носителем архитепичных образов, говоря со зрителем символами прошлого. Обычно образы-архетипы дерево, земля, вода, небо, одновременно являясь частью реального природного вида, используются художниками с целью представить в картине теургические мотивы, отразить взаимодействие микрокосмоса человека и макрокосмоса Вселенной. Но именно в китайской живописи эти символы стали основой пейзажного жанра «шаньшуй» (с китайского «гора − вода»).

Н. К. Рерих. Песнь водопада. 1937. Из собрания Государственного музея Востока, Москва
Н. К. Рерих. Песнь водопада. 1937. Из собрания Государственного музея Востока, Москва

В картине «Песнь водопада» (1937) Н. К. Рерих передаёт традиционное миросозерцание китайцев наиболее тонко и мелодично. Линии падающей воды, силуэт женской фигуры и очертания гор объединяют в композиции Небо, Человека, Землю, следуя жанру «шань-шуй», но и создавая образ гармонического единства человека и природы. Воплощением природной гармонии традиционно для картин Н. К. Рериха становится женщина.

Следует обратить внимание также на целостность творчества Н. К. Рериха – художника, философа и поэта, развивавшего значимые для него идеи в литературном и живописном творчестве, и взаимосвязь китайской философии, поэзии и живописи. Основополагающая для Китая категория Дао, «пути», приводит живописцев к обобщению, к сознательным «паузам», к большему пространству между элементами картины. Свободное пространство в китайской живописи также наполнено содержанием, как и изображённые детали. Исследователи обращают внимание, что сама графика текста, построенная на художественных образах − иероглифах, обозначающих понятие, а не более временное слово, вводит читателя в мир поэзии. «Иероглифика помогла китайской поэзии обрести объёмность, – “строка кончается, а мысль безгранична”, – и предоставила читателю широкую свободу сотворчества».

Н. К. Рерих задумывается о воспитательной функции искусства ещё в своей первой программной статье, вступительной лекции по предмету Художественная техника в применении к археологии, прочитанной в Имераторском Археологическом институте в 1898 году. В статье «Радость искусству» он приглашает зрителя к сотворчеству:

«Цветы не расцветают на льдах и на камне. Для того чтобы сковалась стройная эпоха творчества, нужно, чтобы вслед за художниками всё общество приняло участие в постройке храма.
<…> Всему народу пора начать понимать, что искусство не только там было, где оно ясно всем: пора верить, что гораздо большее искусство сейчас скрыто от нас временем. И многое – будто скучное – озарится тогда радостью проникновений, и зритель сделается творцом».
Н. К. Рерих. Борис и Глеб. 1943. Из собрания Государственного музея Востока, Москва
Н. К. Рерих. Борис и Глеб. 1943. Из собрания Государственного музея Востока, Москва

Его художественное творчество, следуя за философскими воззрениями о высокой миссии культуры, стремится облагородить и пространство картины, отказываясь от случайного, он оставляет только самое характерное. В композиции ведущей становится певучая пластика линий. Так, традиционная иконография русских святых Бориса и Глеба, плывущих на ладье, соотносится с величественным горным пейзажем. Лентам неба, гор и реки в композиции отводится столь же значимое место, как и образам святых («Борис и Глеб», 1943). Художник использует принцип китайской живописи, где человек не преобладает над природой, но составляет с ней единое целое.

Этот подход к живописному полотну как образу более гармоничного, более осмысленного мира, художественные элементы которого подчинены строгому внутреннему ритму, а их выразительность следует пристальному анализу искусства прошедших эпох, отличает произведения Н. К. Рериха периода 1920-х – 1940-х годов.

Жизненный путь отражается в трансформации художественного языка, методов и принципов. Тем не менее творчество Н. К. Рериха целостно, в его пространстве живопись, поэзия, философские и искусствоведческие изыскания неразрывно связаны, стихи находят отражение в живописных полотнах.

https://roerich.spb.ru/doc/rh/RH-2020.pdf

#НаукаВмузее