А. А. Савкина
Обращаясь к творчеству Н. К. Рериха, можно изучить истоки изобразительного искусства Запада иВостока. Художника привлекали архаичные формы, но привлекали и духовные основы современного мировоззрения, уже к началу XX столетия, сложившегося как синтез национальных культур. В 1924−1925 годах, во время Центральноазиатской экспедиции, вдохновлённый образами величественной природы и духовным наследием Востока, он создаёт серию «Знамёна Востока», посвящённую духовной культуре Земли. Е. П. Маточкин в статье «Древний Китай в творчестве Н. К. Рериха» подробно исследует торжественный строй станковых картин, обретающих монументальность в том числе и благодаря художественным приёмам, вдохновлённым искусством Китая. Исследователь указывает на внимательное изучение наследия китайских мастеров по коллекциям музеев Европы и Америки, «он также имел неоднократные беседы с самым крупным исследователем китайского искусства шведом Освальдом Сиреном».
Китайская культура отразилась в творчестве Н. К. Рериха и в произведениях на китайскую тематику, и в работах, не связанных с ней непосредственно. Ю. Н. Рерих писал, что его отец творил «подобно старым китайским пейзажистам, сочетавшим глубокую философию с поразительным изобразительным искусством и чувством природы». Маршрут Центральноазиатской экспедиции (1923‒1928) проходил по Китайскому Туркестану и Тибету, экспедиция 1934‒1936 годов в Манчжурию и Внутреннюю Монголию ставила целью изучить флору степных районов Китая. Он побывал в Пекине, Тянь-цзине, Шанхае и Харбине, где провёл более полугода.
Н. К. Рериха привлекало всё наиболее значительное, что составляет облик страны, её ландшафт и культурные памятники. По словам Ю. Н. Рериха, Н. К. Рерих стремился создать «живописную панораму земель и народов Внутренней Азии». Художник обращается к пейзажам Китая: «Ганьсу» (1935‒1936), «Курул. Граница Китая» (1935‒1936), «Императорская дорога» (1935‒1936).
В пластической системе живописи Н. К. Рериха нередко можно встретить аллюзии и прямое цитирование произведений прошлого. Но важно отметить также, что художественные образы неразрывно связаны с философским переосмыслением содержания живописных произведений. Сегодня взаимодействие с древней и стремительно несущейся в будущее китайской цивилизацией чрезвычайно актуально. Значимо также, что китайское искусство, строгое и поэтичное, по сути, есть визуальное воплощение философских мировоззрений буддизма, даосизма и конфуцианства.
Конструктивное построение художественных произведений обусловлено системой философских воззрений эпохи, литературных поисков и живописных экспериментов. Синтез мировоззренческих и культурных традиций, характерный для живописи Серебряного века в целом, в полной мере отразился в творчестве Н. К. Рериха.
Эволюция пластической системы его произведений, на наш взгляд, соотносится с более глубоким и всесторонним изучением всего комплекса культуры Востока и Запада, «язык» художественного произведения понимается чрезвычайно широко: собственно особенности филологии, фольклор и духовные истоки, семантика образов и стилистика изобразительных средств. Любовь к археологии и стремление исследовать архетипы в системе культуры подталкивают Н. К. Рериха к выбору исторических тем и декоративности даже в традиционной реалистической живописи, мы можем увидеть эти черты в его конкурсной работе «Гонец. Восста род на род» (1897, ГТГ, Москва).
Светотеневая моделировка и перспективное построение отдают дань Академии художеств, но при этом сохраняется ясная структура, контраст тёплых охристо-зелёных масс (берега и леса вдали, хижин на пригорке, лодки на первом плане) и глубоких бирюзовых тонов реки и неба. Художник обобщает формы земли и воды, зажигая их яркими всполохами светлых рубах на первом плане и горящей золотистой луны в глубине. Игра с эффектами освещения, характерная для работ А. И. Куинджи и многих его учеников, позволяет Н. К. Рериху приблизить дальний план, сжать внутреннее пространство картины. Впоследствии этот художественный приём, когда дальний план приближается к поверхности за счёт цветовых и световых контрастов, он возведёт в абсолют, создавая плоскостный, предельно декоративный орнамент, вдохновлённый этнографией кочевников или средневековой легендой.
Потрясающим примером синтеза китайской стилистики и русской иконографии стала картина «Святой Никола». Изысканная линеарность и плоскостность элементов, повторение извивающихся вертикалей в рисунке сосен, облаков, скал и ладьи, тонкая дымка, окутывающая и растворяющая контуры предметов, сочетаются с каноничностью образа святого Николы.
Но Н. К. Рерих черпает в китайской культуре не только пластическое вдохновение и специфические мотивы, китайская живопись проникает в строй его работ не только через тонкую стилизацию и обращение к образам мудрецов. Сам строй композиции, подчинённой ясным ритмам, определяющим гармонию и в живописном, и в стихотворном произведении, создаёт поэзию. Поэзия, пронизывающая и определяющая композиционный и образный строй китайской живописи, созвучной литературе, отразилась в произведениях Н.К. Рериха как значимая составляющая, неразрывно связанная с содержанием и художественным языком его работ.
Художника занимает вопрос выразительной художественной формы, он анализирует художественные произведения Древней Руси, Скандинавии и Византии с точки зрения обобщения и декоративной выразительности. И именно пластическая точность и декоративность китайской живописи проявляется в полотнах Н.К. Рериха. Однако живописец стремится к точному художественному образу, который передаёт зрителю не только достоверный природный вид или детали костюма, но и «дух изображённой эпохи» . А художественное обобщение, переосмысление и метафора ведут к поэзии:
«Если для поэзии необходима тайна, то где же искать художнику бoльшей поэзии, как не в минувшем, полном очарования тайны? Куда же направлять ему своё воображение, как не в давно прошедшие века, подёрнутые седымтуманом? Сколько ни всматриваться в этот туман, сколько ни улавливать правдивые очертания кажущихся предметов, всё же вся тайна минувшего никогда вполне не раскроется; иначе говоря, поэзия исторического художества − будет нерушима».
Рерих Н. К. Искусство и археология.
Н. А. Виноградова, рассматривая историю пейзажной живописи Китая, показывает тесную взаимосвязь между философскими системами и религиозными представлениями и собственно вопросами форм национальной природы, запечатлённых древними мастерами. Обожествление природных элементов, воды и земли, точнее, в китайском варианте, гор, характерно для всех древних культур, современное искусство остаётся носителем архитепичных образов, говоря со зрителем символами прошлого. Обычно образы-архетипы дерево, земля, вода, небо, одновременно являясь частью реального природного вида, используются художниками с целью представить в картине теургические мотивы, отразить взаимодействие микрокосмоса человека и макрокосмоса Вселенной. Но именно в китайской живописи эти символы стали основой пейзажного жанра «шаньшуй» (с китайского «гора − вода»).
В картине «Песнь водопада» (1937) Н. К. Рерих передаёт традиционное миросозерцание китайцев наиболее тонко и мелодично. Линии падающей воды, силуэт женской фигуры и очертания гор объединяют в композиции Небо, Человека, Землю, следуя жанру «шань-шуй», но и создавая образ гармонического единства человека и природы. Воплощением природной гармонии традиционно для картин Н. К. Рериха становится женщина.
Следует обратить внимание также на целостность творчества Н. К. Рериха – художника, философа и поэта, развивавшего значимые для него идеи в литературном и живописном творчестве, и взаимосвязь китайской философии, поэзии и живописи. Основополагающая для Китая категория Дао, «пути», приводит живописцев к обобщению, к сознательным «паузам», к большему пространству между элементами картины. Свободное пространство в китайской живописи также наполнено содержанием, как и изображённые детали. Исследователи обращают внимание, что сама графика текста, построенная на художественных образах − иероглифах, обозначающих понятие, а не более временное слово, вводит читателя в мир поэзии. «Иероглифика помогла китайской поэзии обрести объёмность, – “строка кончается, а мысль безгранична”, – и предоставила читателю широкую свободу сотворчества».
Н. К. Рерих задумывается о воспитательной функции искусства ещё в своей первой программной статье, вступительной лекции по предмету Художественная техника в применении к археологии, прочитанной в Имераторском Археологическом институте в 1898 году. В статье «Радость искусству» он приглашает зрителя к сотворчеству:
«Цветы не расцветают на льдах и на камне. Для того чтобы сковалась стройная эпоха творчества, нужно, чтобы вслед за художниками всё общество приняло участие в постройке храма.
<…> Всему народу пора начать понимать, что искусство не только там было, где оно ясно всем: пора верить, что гораздо большее искусство сейчас скрыто от нас временем. И многое – будто скучное – озарится тогда радостью проникновений, и зритель сделается творцом».
Его художественное творчество, следуя за философскими воззрениями о высокой миссии культуры, стремится облагородить и пространство картины, отказываясь от случайного, он оставляет только самое характерное. В композиции ведущей становится певучая пластика линий. Так, традиционная иконография русских святых Бориса и Глеба, плывущих на ладье, соотносится с величественным горным пейзажем. Лентам неба, гор и реки в композиции отводится столь же значимое место, как и образам святых («Борис и Глеб», 1943). Художник использует принцип китайской живописи, где человек не преобладает над природой, но составляет с ней единое целое.
Этот подход к живописному полотну как образу более гармоничного, более осмысленного мира, художественные элементы которого подчинены строгому внутреннему ритму, а их выразительность следует пристальному анализу искусства прошедших эпох, отличает произведения Н. К. Рериха периода 1920-х – 1940-х годов.
Жизненный путь отражается в трансформации художественного языка, методов и принципов. Тем не менее творчество Н. К. Рериха целостно, в его пространстве живопись, поэзия, философские и искусствоведческие изыскания неразрывно связаны, стихи находят отражение в живописных полотнах.
https://roerich.spb.ru/doc/rh/RH-2020.pdf
#НаукаВмузее