Дева Мария
Мария считается величайшей из всех святых и почитается выше любого другого святого церкви. Конечно, и русские православные, и католики возводят Деву Марию в очень высокий статус. Православная церковь называет ее «Богородицей», что буквально означает «Богоматерь». Однако в то время как католики играли с идеей, что Мария может быть «соискупительницей» Христа, русские православные категорически отвергают эту идею. Хотя Мария почитается в православии, она не стоит на одном уровне с Иисусом и не получает такого же благоговейного поклонения, как во многих римско-католических странах.
Кроме того, в то время как католическая церковь провозглашает доктрину, известную как «непорочное зачатие», в которой говорится, что Мария сама была зачата без «первородного греха» (что делает невозможным для нее передачу «первородного греха» Иисусу), русская православная церковь отвергает это учение и не принимает полностью учение о «первородном грехе» (на котором основан догмат непорочного зачатия); по крайней мере, русские православные не признают «первородного греха» в его августинской концепции (хотя православные и практикуют крещение младенцев).
Как и католики, русские православные обычно признают вечную девственность Марии. Отрывки из Нового Завета, в которых говорится о «братьях» Иисуса, традиционно интерпретируются (православными) как «родственники» Иисуса — более свободная интерпретация греческого слова adelphos, что вполне возможно в греческом оригинале. Таким образом, православные не верят, что Мария и Иосиф завершили свой брак, и верят, что крайняя святость Марии проявлялась, среди прочего, в ее выборе оставаться вечной девственницей.
Превосходство и непогрешимость
Среди прочего, одним из движущих факторов «Великого раскола» (1054 г. н.э.) между восточной и западной сторонами церкви было папское превосходство. В то время как Запад пришел к убеждению, что епископ Рима (или Папа) имеет власть над всеми другими епископами Церкви (на Западе и на Востоке), восточная сторона Церкви твердо верила, что Церковь должна управляться коллегиально, как коллегия епископов, где ни один епископ не обладает большей властью, чем другие. Когда папа попытался осуществить свою власть над вселенским патриархом (в Константинополе), перчатка была брошена, и в конечном итоге это привело к тому, что обе стороны отлучили друг друга.
В то время как Римско-католическая церковь считает, что папа имеет возможность безошибочно высказываться по вопросам догмы и морали (ex cathedra), восточная православная традиция последовательно утверждает, что ни один человек — папа, патриарх или личность — не является ничем иным, как человеком и таким образом, никто не может претендовать на непогрешимость — церковную, теологическую или иную. В этом отношении русские православные (и вообще православные христиане) очень похожи на различные протестантские конфессии и сильно отличаются от католической церкви.
Еще по теме: