Найти тему
Загадки истории

Как служило на нашем флоте судно «Коммуна», которое возможно будет поднимать американский беспилотник со дна Черного моря

Оглавление

СМИ сообщают, что упавший в Черное море американский беспилотник будет поднимать на поверхность судно «Коммуна», которое было построено в Российской империи и называлось тогда «Волхов» («Волховъ»).

Выбор кажется странным. Ведь кораблю более 100 лет. Почему же именно его хотят использовать? Ответ станет ясен после прочтения статьи.

Идея создания

В 1909 году у командира подводной лодки «Кефаль» Сибирской флотилии В.А. Меркушова появилась идея. Подводник посчитал, что в России нужно построить спасательное судно – как раз для лодок, чтобы, в случае чего, можно было поднимать их на поверхность. Или хотя бы спасать экипаж.

Меркушов не сам всё придумал. Он вдохновился судном «Вулкан», которое ранее построили немцы.

В 1911 году эту идею решили реализовать на знаменитом Путиловском заводе. В указанном году разработали проект судна, он участвовал в конкурсе и стал лучшим. А в 1912 году государство заключило контракт на строительство «Волхова». Тогда, конечно, названия еще не придумали.

В 1913 году корабль уже был готов. Его «крестной матерью» стала дочь императора Николая Второго Мария. Она разбила бутылку шампанского о борт судна. А в портрет великой княжны можно и сейчас увидеть в кают-компании, если вас туда пустят.

Что касается названия, то есть разные версии, почему оно именно такое. По одной из них, Мария Николаевна назвала корабль в честь реки Волхов. По другой – это библейская история. Отсылка к тому, что волхвы, узнав о рождении Христа, принесли дары. И это судно вроде как было очень ценным подарком для России.

-2

Особенности материала

Главный вопрос: почему судно, которому, в буквальном смысле, сто лет в обед, и даже больше, до сих пор используется ВМС России?

Есть мнение, его можно встретить на различных сайтах в интернете, о том, что использовалась специальная сталь, которую придумали на Путиловском заводе, а теперь её секрет утрачен.

Но, согласно данным Российского государственного архива военно-морского флота, использовали вполне обычную мартеновскую сталь. Вернее, ту которую придумали Мартен и Сименс.

Роскосмос проводил исследования, в результате которых было выдвинуто предположение, что весь секрет в следующем: в ходе строительства судна сталь воронили. И именно в этом весь секрет. Материал, спустя сто лет, остается прочным. Удивительно!

Как и то, что корабль смогли построить всего за год.

-3

Некоторые технические характеристики

Судно имеет водоизмещение 3100 тонн, его длина составляет 96 метров, ширина – 18,57 метра, высота 8,40 метра.

Двигатели несколько раз меняли. Были и голландские. И отечественные. С 1985 года «Коммуна» оснащена моторами производства Коломенского завода. Их мощность – по 600 лошадиных сил. Всего же двигателей четыре.

Судно может уйти из порта на расстояние до 4000 миль.

Экипаж:

· 11 офицеров;

· 4 кондуктора;

· 60 матросов;

· 23 водолаза.

То есть, «Коммуна» — это специализированное судно, которое изначально создавалось в помощь подводникам.

-4

История походов

Первой базой «Волхова» был Ревель. Судно использовалось как плавучая база подводных лодок. На нем размещалось топливо, запасные торпеды, в каютах отдыхали моряки-подводники.

В июне 1917 года судно подняло на поверхность у Аландских островов подлодку АГ-15 («Американский Голланд»).

Далее еще был целый ряд спасений. Переименовали «Волхов» в «Коммуну» только в 1922 году. По понятным причинам: большевикам корабль понравился, однако они не хотели оставлять царских названий. Предполагаю, что в советские годы и портрета Марии Николаевны в кают-компании не было.

В годы Великой Отечественной войны «Коммуна» подняла на поверхность несколько кораблей и катеров, доставала со дна танки и автомобили, в том числе и те, которые шли по «Дороге жизни». В октябре 1941 года судно получило повреждение от разорвавшейся близко немецкой бомбы.

В 1967 году «Коммуну» перегнали из Кронштадта в Севастополь. В 1977 году судно доставало из-под воды самолет Су-24.

Отмечу, что постоянно «Коммуну» оснащали новым оборудованием. Сейчас на ней, например, есть подводный робот Seaeye Panther Plus.

В 2015 году в городе Севастополь, ставшим опять российским, отметили сто лет со дня, когда на «Коммуне» подняли Андреевский флаг.

По данным иностранных источников, в 2022 году судно обследовало место, где затонул крейсер «Москва». Но официальных данных от Министерства обороны по этому поводу не поступало.