Образ русалки, обворожительной, печальной и опасной красавицы, обитательницы рек и озер, всегда привлекал поэтов и художников.
По преданиям, русалки - это утопленницы, молодые, незамужние девушки. В русальную неделю выходят они из воды, плетут венки, поют песни и забавляются, качаются на ветвях деревьев.
Любит русалка заманить и обольстить запоздалого путника, и тогда уж не сдобровать ему - утянет его водяная дева с собой на дно.
Интересно посмотреть, как русские художники отражали этих загадочных героинь в своем творчестве.
Картина Ивана Крамского "Русалки" навеяна произведением Н.В. Гоголя "Майская ночи или Утопленница".
У воды мы видим стайку русалок - бледные, бесплотные, безжизненные, они словно погружены в какой-то транс - кто-то тоскливо смотрит на луну, кто-то меланхолично расчесывает длинные волосы, кто-то приник к стволу дерева, печально обвив его руками.
Ни кровинки в лице, ни капли жизни - сонное тоскливое оцепенение овладело ими, глубокую печаль и безразличие выражают их бледные лица и фигуры в белых свободных рубашках.
Темная кромка леса вдали загадочно-мрачна, небо сливового цвета, белеют на пригорке хаты, бледный лунный луч подсветил зеленый берег и белую стаю водяных девиц. Сумрачные сине-зеленые тона, глубокие тени усиливают ощущение грусти, тайны.
Русалки Крамского - несчастные, неприкаянные создания, не нашли они счастья при жизни, и маются после смерти.
Совсем другое мы видим на картине Константина Маковского.
Русалки изображены в виде обнаженных девушек, кстати, они , как и у Крамского - без хвостов, согласно восточнославянской мифологии, в отличие от их западных подруг.
Здесь тела русалок полны чувственности, позы грациозные, расслабленные, изящные, и призывно развевается на ветру шелк их длинных волос.
Нежутся они в лунном свете, любуются цветами, сладко потягиваются, наслаждаются теплом душистой летней ночи, и совсем не выглядят несчастными.
Фигуры их окружены мягкой светящейся дымкой, подчеркивающей их потустороннюю сущность и общий романтично-загадочный фон картины.
А с неба льются голубые потоки лунного света, освещают крышу мельницы и пышную летнюю листву, а в ночном небе мы видим невероятный коктейль красок - сочная синева и нежная голубизна, бирюзовые и фиолетовые блики, и потеки золотисто-желтого в разрывах волнистой гряды облаков.
А хоровод русалок призрачной, полупрозрачной вереницей устремляется куда-то в небо. Что это значит? Может, уходят они на небо, чтобы, растворившись в просторах мироздания, обрести вечный покой? А может, души их, воплотившись, вновь вернутся на землю, чтобы продолжить свой путь среди людей?
Русалки Маковского - обольстительны и исполнены неги. Немудрено залюбоваться молочной белизной их кожи, призывными изгибами точеных тел, золотом вьющихся волос, раскиданных по плечам, и утонуть в глубоком взгляде зеленых русалочьих глаз, обещающих неземное блаженство.
Берегись же, путник! Прелестная ундина опасна и коварна, и не знает любви ее холодное сердце, играя, погубит она твою душу ради забавы, а может - из мести. Ведь много девушек, ставших русалками, погубила несчастная любовь - на дне утопили они свою боль, смыли горькие слезы и обрели вечный покой.
И еще одну картину хочется вспомнить, "Утро" Михаила Врубеля, в просторечии называемую "Русалки".
Врубель - это отдельная тема, гений символизма, его картины очень необычны и метафоричны.
Что мы видим?
Роскошная растительность, великолепные деревья, обильная, сочная листва и красочная россыпь цветов. Все вычурно-красиво, с элементом сказочности. Кажется, воздух пронизан прозрачно-зеленым сиянием, подчеркивающим прохладную свежесть раннего утра, ускользающий и тонкий момент пробуждения природы. И сквозь цветистую стену растительности проступают, неуловимо просвечивают женские фигуры - намеки, очертания, фрагменты. Они есть и их нет. Колдовство!
Что это, изгиб талии или необычное переплетение листьев? Тонкая изящная рука или ветка? А вот выглядывает из буйной зелени женское лицо...Или это только кажется? Что застыло в темных глазах женщины-призрака - печаль, задумчивость, остатки ночного сна, не растаявшего в этот ранний час? Кто они? Духи, призраки, русалки, или неприкаянные души, что бродят ночью по миру, а с первыми лучами солнца должны растаять? Врубель не дает ответы на этот вопрос, говоря, что это - символы утра.
Что они олицетворяют? Может, четыре стихии? А может, человеческие эмоции- любовь, радость, покой, печаль?
Врубель загадочен и неподражаемо оригинален, он любит тайну, вопрос без ответа...
Не знаю , друзья, существуют ли русалки, но картины этих замечательных мастеров погружают нас в таинственный, пугающий, красочный мир фантазии, мистики и древних преданий...