Найти тему
Traumtänzer

Victoria III. Игра, которую ждали

Добро пожаловать!

Свою первую статью я бы хотел посвятить исторической стратегии Victoria III от студии Paradox Interactive, которую фанаты викторианского века и предыдущей части ждали 12 лет.

Приветствующая при загрузке картинка
Приветствующая при загрузке картинка

Помнится, какое количество восторга и оваций было на сессии шведской студии, когда парадоксы объявили об анонсе. Секта свидетелей анонса Victoria III, видевшая в каждом скриншоте и тизере намек на цифру 3, ликовала.

Данная игра вышла в конце 2022 года. Названа в честь королевы Великобритании Виктории и эпохи ее правления с 1837 по 1901 г. плюс для ровного счета в 100 лет разработчики добавили следующие 35 лет XX века 1901-1936 гг. и 1 год перед ее восшествием на престол 1836 г.

Игра посвящена периоду истории, когда вовсю разворачивался научно-технический прогресс, борьба за колонии, появились политические идеологии – либерализм, национализм, социализм, анархизм и фашизм. Разрастающийся в эпоху индустриализации и урбанизации рабочий класс начал заявлять о своих правах, а могущественный капитал начал строить огромные фабрики и заводы, искать рынка сырья и сбыта, выпускать новую продукцию и совершенствовать методы производства. Последние крупные народы Европы, итальянцы и немцы, не имевшие единого государства и подогретые национальным романтизмом и гражданскими правами, подаренными Наполеоном и его революционной системой права, создавали свои национальные государства и выходили на мировую сцену. Народы Азии и Африки, очарованные Европейским уровнем развития, вступали на путь вестернизации и модернизации. Мухаммед Али и его династия в Египте, император Мейдзи и его сторонники в Японии стали проводниками проевропейских реформ в своих странах. «Больной человек Европы» - Османская империя – приходила в упадок, балканские народы разворачивали национально-освободительное движение, а европейские великие державы потихоньку вели в кулуарах разговоры о будущем разделе некогда Блистательной Порты. Жандарм Европы – самодержавная Россия – находилась на вершине славы и влияния после наполеоновских войн, но нуждалась в реформах. Правящий дворянский класс сопротивлялся, а крепостное право тормозило экономическое развитие России. Австрийская династия Габсбургов крепко держала под своей властью большую часть центральной Европы, немецкоязычный правящий дом под предлогом исторической необходимости отодвинуть турецкую угрозу от христианского мира правил славянскими народами, венграми и частью итальянцев, и также нуждался в реформах, как и Россия, чтобы удержать это лоскутное одеяло. Такова картина европоцентричного мира, периоду которой посвящена эта игра.

Карта Европы и ближайших территорий в 1836 году
Карта Европы и ближайших территорий в 1836 году

В игре присутствует несколько различных моментов. В этой части мы разберем политику и технологии.

Начнем с политической части - это форма правления, законы, реформы, группы влияния. Несколько таких групп после принятия закона о предоставлении избирательного права какой-либо части населения объединяются в партии. Группы влияния важная часть игрового процесса. Они так названы, т.к. обладают влиянием, блокируют и дебатируют неугодные им политические или социальные реформы, или наоборот, продвигают. Поэтому, например, очень сложно в 1836 году отменить крепостное право в России или в Японии провести модернизацию – местный землевладельческий и аристократический класс слишком влиятелен и консервативен, чтобы поддержать столь радикальные перемены.

Государственный строй. Есть различные формы правления и государственного устройство. Можно быть монархией, конституционной (в зависимости от изб. прав) или абсолютной, каковыми являются почти все страны на карте, республикой (парламентской или президентской), таковы государства Нового света – от Соединенных штатов, до 1930х гг. на русский язык переводившихся как САСШ, как и в игре, до Аргентины. Можно быть теократией, как Папская область в Италии, возможно стать Советской республикой, но вам нужна сильная политическая власть рабочих и профсоюзов, чтобы провести такой финт ушами. А политическая власть различных групп населения меняется в зависимости от избирательных законов, свободы собраний и печати. Олигархия – власть немногих, власть элит – может долго сохранять власть, опираясь на сохранение и преумножение экономического благосостояния остального общества или же, если экономика вступила в кризис или реформы дали сбой, на полицейские институты. Все как в жизни.

Есть одна занимательная деталь, связанная с государственным строем и присутствующая в дипломатии. Страны, похожие по форме правления, направлению реформ, политики и идеологии, скорее будут сотрудничать друг с другом, чем противоположные. Один пример. Я как-то решил отыграть за Грецию возрождение Византии, реализовать так называемую «Великую идею», бродившую в умах политиков и образованных умов. «Идея» состояла в объединении всего эллинского народа – от жителей Ионических островов до Понтийских греков – под одной крышей, греческая версия ирредентизма (от итал. irredento «неискуплённый; неосвобождённый») — политика государства, партии или политического движения по объединению народа, нации, этноса в рамках единого государства (википедия). Как когда-то в Византии я решил сохранить единоличную власть автократа, басилевса. По итогу никто, кроме самодержавной России, на протяжении всей игры сохранявшей похожий со мной государственный строй дружить не хотел, ни либеральные монархии Западной Европы – Франция и Великобритания, ни чуть более несвободные (гибридный режим как бы сейчас сказали) Королевство обеих Сицилий и Австрийская империя. Поэтому важно по какому пути вы пойдете, не только с точки зрения освобождения ваших граждан и наделения их политическими правами, но и выбора той стороны на карте мира, с которой хотите быть.

Технологии. Именно научно-технический прогресс в это время обеспечил промышленную революцию, демографический взрыв и дал по истине разрушающие методы ведения войны, которые приведут к катастрофическим переменам в обществе, государственном устройстве, дипломатии и т.д. В третьей части серии технологии представлены технологическим древом по трем разным направлениям – промышленность, армия и общество. Для сравнения, во второй части технологическая составляющая была более структурирована, и представляла собой пять вкладок – армия, флот, экономика, культура (и общество), промышленность с пятью различными направлениями. Да более структурирована, но в третьей части разработчики добавили одну деталь, добавляющую больше реализма. Это распространение знаний. Если во второй части каждая страна изолированно шаг за шагом двигалась по пути изучения технологии, то теперь игрок – дух страны и разум правителя – конечно имеет право и выбирает технологию, которые лучшие его университетские умы должны исследовать, но параллельно, автономно происходит небольшое накопление знаний в других отраслях. Европейская интеллигенция, владевшая несколькими языками, читающая, общающаяся со своими коллегами по всему цивилизованному миру, распространяла знания и сведения о различных новациях и идеях, поэтому эта «фишка» разработчиков делает игровой процесс более реалистичным, позволяющим лучше понять положение дел в то время.

Здесь я предлагаю сделать небольшую паузу и продолжить в следующий раз. Спасибо что прочитали до конца! Я планирую начать вести цикл, посвященной Виктории 3, разобрать игровые аспекты и нюансы, поведать об игровых партиях, и не забывать обращать внимание, какие моменты в игре актуальны, занимательны и многое говорят о нашем обществе. До скорых встреч!