Найти тему
Наталия Нарочницкая

Американский банкопад.

Сообщение о том, что вкладчики срочно выводят деньги из США, было воспринято в мире, как гром среди ясного неба. Европейская экономика и так нестабильна, а тут финансовый удар по ней готовы нанести партнеры из-за океана…

События на финансовом рынке США в эти дни развивались стремительно. В начале марта потерпели крах три ведущих американских банка Silicon Valley Bank, Signature Bank и Silvergate Bank. Не прошло и недели, как пострадали ещё четыре крупнейших банка: JPMorgan Chase, Bank of America, Citigroup и Wells Fargo лишились десятков миллиардов долларов. Инвесторы начали распродавать их акции, и они резко упали в цене. Во время торгов в информационное поле была вброшена информация о проблемах калифорнийского банка Silicon Valley Bank (SVB). Дирекция банка выступила с заявлением, что потеряны огромные суммы после продажи портфеля ценных бумаг и это вынуждает выпустить ещё один пакет акций. Но покупатели усомнились, что SVB сможет быстро вернуть потерянные капиталы, сославшись на проблемы многих стартапов, кредитовавшихся у него, и акции банка рухнули вначале на 60%, а потом ещё на 34%.

Как утверждает Financial Times проблемы у SVB начались ещё в феврале из-за неудачного инвестирования дивидендов своих клиентов в ипотечные и казначейские облигации США, которые считались безопасными. Но стоило ФРС резко повысить базовую ставку, и эти бумаги обесценились. Многие стартапы – партнёры банка – понесли убытки. Клиенты, обеспокоенные этим событием, бросились снимать со счетов свои доллары и забрали столько денег, что финансовый регулятор Калифорнии вынужден был закрыть наделавший шума SVB.

Ещё большую панику вкладчиков вызвал крах Silvergate Bank, в котором скопились огромные деньги криптовалютчиков. После того, как осенью прошлого года одна за другой стали лопаться крупные криптобиржи, их клиенты начали массово выводить деньги из банка. Объем вкладов банка резко упал, и ему ничего не оставалось, как устроить распродажу ценных бумаг, в которых он держал клиентские средства. И тут подвела ФРС. Из-за её жёсткой политики стоимость долговых бумаг снизилась, и прошлый год Silvergate закончил с миллиардным убытком. В этом году акции банка обесценились более чем на 80% и главные партнёры, крупные «денежные мешки», больше не захотели иметь с ним дело. На днях банковский регулятор штата Нью-Йорк закрыл местный Signature Bank. Как сообщило агентство Reuters, больше всего от этого пострадали предприятия малого бизнеса, которые были его главными клиентами и вкладчиками. Американские газетчики назвали случившееся третьим по размаху крахом в банковской истории США и сравнили его последствия с финансовым кризисом 2008 года.

Чтобы остановить панику, Минфин США выступил с заявлением, что все вкладчики закрытых банков будут восстановлены в правах и «налогоплательщики не понесут никаких убытков». Однако вкладчики засомневались в том, что все обязательства будут выполнены.

Ведь федеральная страховка покрывает только вклады до $250 тысяч, а у серьёзных клиентов обанкротившихся банков хранились куда более внушительные суммы. Власти США пообещали возвращение денег со всех вкладов, даже с незастрахованных, но поверили в это далеко не все.

Всё больше компаний, зарегистрированных по всему миру, начали заявлять о проблемах с блокировкой денег. Израильские венчурные фонды обсудили меры помощи своим стартапам, вложившим деньги в обанкротившиеся банки. Банковский переполох в США эхом прокатился по Европе. Как утверждает Financial Times, свыше 200 руководителей технологических компаний Великобритании, оказавшихся клиентами посыпавшихся американских банков, обратились в правительство с просьбой принять меры по возмещению их убытков.

В своём утреннем обращении к нации в начале этой недели президент США Джо Байден заверил своих граждан, что «банковская система государства остаётся в безопасности». Банкам теперь будет разрешено занимать практически неограниченные суммы у Федеральной резервной системы на следующий год, при условии, что их кредиты обеспечиваются надёжными государственными ценными бумагами.

Обезумевшие от потерь вкладчики не знают, как относиться к словам «сонного Джо». Ведь глава Минфина США Джанет Йеллен недавно заявила, что государство будет спасать не обанкротившиеся банки, а деньги вкладчиков. Заявление Байдена о намерении «привлечь к полной ответственности тех, кто виновен в этой ситуации» и продолжать усилия по надзору за крупными банками, также вызвало вопросы. Экс-президент США Дональд Трамп написал в соцсети, что США стоят на пороге новой Великой депрессии и она, по его словам, будет гораздо сильнее, чем в 1929 году.

Западные аналитики утверждают, что в группе риска после краха трёх крупных банков в США находятся ещё несколько, и всерьёз опасаются дальнейшего банкопада.

Если в ближайшее время панику унять не удастся, то это может спровоцировать коллапс всей банковской системы. Нависающий над США банковский кризис уже привёл к падению курса доллара. ФРС пришлось принимать программу срочного финансирования банков. Минфин США выделит на неё из стабилизационного фонда 25 миллиардов долларов. И хотя это не гранты, а возвратные кредиты (через год их должны вернуть), но как ни крути, эти деньги и есть эмиссионный источник. Если он наложится на резкое смягчение денежной политики, то доллару совсем несдобровать. Он ещё больше раскрутит инфляционную спираль не только в США, но и в зависящих от него странах. Особенно несладко придётся рынкам энергоносителей, сырья, продовольствия, где всё торгуется в долларах

Если начнётся массовое банкротство больших и малых американских банков, то, понятно, выделенных государством деньг не хватит, чтобы их спасти. Так что рецессия в мировом масштабе, о которой предупреждали и наши, и зарубежные аналитики, может наступить совсем скоро.

Разрушение экономик обычно и начинается именно с такого сдувания огромных пузырей, когда акции обесцениваются в разы буквально за несколько часов.

Аналитики прогнозируют закрытие крупных банков не только в США, но и по всей Европе. Десятки миллионов американцев, а вместе с ними и «встроенных» в американскую экономику европейцев, потеряют свои сбережения и пенсионные накопления. ФРС может начать заливать проблему деньгами, как это было во время кризиса 2008 года. Джанет Йеллен придётся либо спасать банковскую систему, либо экономику. В первом случае надо будет сдерживать рост учётной ставки, во втором, наоборот, повышать, снижая инфляцию. Но так ли иначе, как считают аналитики, обойти «циклический кризис» не удастся. Весь парадокс заключается в том, что ситуация в любом случае безвыходная. ФРС может сделать кризис управляемым, обвалив финансовые рынки, быстро придавить инфляцию. Это позволит снизить процентные ставки и повысить цены на гособлигации, позволив банковскому сектору немного отдышаться. Скорее всего, будет выбран именно такой вариант. На мировой экономике это отразится спадом и повторением кризиса 2008–2009 годов, когда число невыплат по ипотеке достигло огромных значений и продырявило бюджет. Ипотечный обвал в США спровоцировал большие проблемы у мировых экономик. Сегодня просматривается сходная ситуация.

Банкротства американских банков идут по классической схеме, как следствие ошибок, допущенных американским правительством и Федеральной резервной системой (ФРС) в 2020–2021 годах. Спасая страну от «коронокризиса», они напечатали слишком много денег, спровоцировав у себя в 2022 году самую большую за последние сорок лет инфляцию. Чтобы её обуздать, пришлось срочно повышать уровень учётной ставки, что привело к неожиданному для банков результату, когда снизились цены не только на рисковые активы (акции, криптовалюты и прочее), но и на гособлигации. Нехватку денег ощутили в первую очередь высокотехнологичные компании и банки, криптоплощадки, страховые компании и пенсионные фонды. А на их балансах сейчас находятся казначейские (государственные) и корпоративные облигации на триллионы долларов. Из-за роста процентных ставок их доходность выросла, но рыночная цена упала. Финансовые институты США из-за этого несут огромные потери. Хотя совсем недавно казалось, что государственные и гарантируемые государством ипотечные облигации США служат очень надёжными инвестициям. В них вкладывал деньги весь мир.

Если банковский кризис в США удастся быстро погасить, то он вряд ли коснётся российской экономики и курс рубля резко не изменится. В последнее время мы всё меньше зависим от США.

Торговлю с Россией Соединённые Штаты сами свели до минимума, а мы со своей стороны резко сократили вложения в государственные ценные бумаги этой страны, из года в год выводили оттуда свои деньги, а потом объявили войну доллару.

Если же кризис затянется, то потребление ресурсов во всём мире сократится, и это ударит по всем, в том числе и по России. Снижение экспортных доходов осложнит исполнение бюджета. При этом и санкционное давление на нашу страну никто отменять не подумает. Остаётся надеяться на запас прочности экономики и оперативные действия правительства, которое и в этот раз, надо полагать, найдёт нестандартное решение, чтобы смягчить негативные последствия мирового кризиса.

Единственное, что остается в этой ситуации делать другим странам, скорее сближаться с Россией и брать с неё пример: как можно быстрее отвязываться от доллара, меньше зависеть от западных финансовых институтов, вкладывать больше средств в импортозамещение, создавать свои, альтернативные экономические союзы. Но на такой шаг, к сожалению, готовы не все даже дружественные нам страны.