Найти в Дзене
История & Жвачка

Тямбара — забытый японский жанр кинематографа

Оглавление

Япония — великолепная страна с богатой историей. Руками японских мастеров были созданы тысячи уникальных объектов культуры, которые не ограничиваются традиционным искусством и включают достижения в различных областях человеческой жизни. Мы ездим на японских машинах, пользуемся техникой из «страны восходящего солнца», восхищаемся кулинарией, но сегодня речь пойдет о истории кинематографа и несправедливо забытом жанре японского кино.

     Кадр из фильма «Сумрачный самурай» (2002)
Кадр из фильма «Сумрачный самурай» (2002)

Характеристика жанра

Тямбара — это ни что иное, как «меч борьба» в переводе с японского языка. Можно сказать, что это специфический поджанр фильмов на историческую тематику. Многие проводят аналогию между данными фильмами о самураях и западными вестернами, так как они являются квинтэссенцией всех представлений о культуре людей, которые сняли данные фильмы.

События в них охватывают период средневековья в Японии и обычно очень точно передают быт того времени, антураж, различные мелкие детали, за которыми, наверное, могут уследить лишь азиаты. Ранние произведения в данном жанре были сняты еще до Второй мировой войны, когда фильмы были немыми. Тогда в кинотеатрах присутствовал специальный человек, который по ходу фильма рассказывал, что происходит на экране.

     Кадр из фильма «Семь самураев» (1954)
Кадр из фильма «Семь самураев» (1954)

Фильмы довоенной эпохи были более историческими и драматичными. Они показывали скорее человеческие отношения и эмоции самурая, который зачастую был одинок. Ранние работы в жанре тямбара в большинстве случаев представляли зрителю не мастера владения мечом, а человека и носителя определенных морально-этических норм.

В послевоенное время жанр довольно сильно видоизменился, выдвинув на передний план классические боевые сцены с мечом. Наибольшей популярности кинокартины о самураях достигли в 1960–1970‑е годы, а поспособствовало этому оглядка на запад и успех классических вестернов. В фильмах стало заметно больше экшена и жестокости, но меньше драмы и смысловой нагрузки.

Поспособствовал этому и легендарный режиссер Акира Куросава, по примеру которого многие авторы пытались повторить успех, клепая низкосортные поделки и приближая момент полной деградации жанра.

     Кадр из фильма «Змей» (1925)
Кадр из фильма «Змей» (1925)

Почему фильмы о самураях такие разные

Если решите серьезно ознакомиться с фильмами данного жанра, то можете наткнуться на то, что они разительно отличаются друг от друга по атмосфере, отношения автора к самураю и его роли в этом мире. Причина кроется в мотивации режиссера, который снимал фильм. Фильм может быть коммерциализирован с момента написания сценария и до последнего снятого дубля, тогда самурай показан храбрым воином и умелым мечником, а фильм часто имеет развлекательный подтекст.

В качестве примера такого фильма предлагаю вам посмотреть «13 убийц» режиссера Такаси Миикэ. Это ремейк старой картины 1963 года от Эйити Кудо, но выполнен он именно в современном коммерческом стиле. Если вы хотите увидеть историю о самурае, которая больше приближена к средневековой действительности, либо сами наткнетесь на подобную, то стоит знать мотивацию режиссеров, работавших в этом ключе.

     Кадр из фильма «Семь самураев» (1954)
Кадр из фильма «Семь самураев» (1954)

Дело в том, что идеализированный образ самурая, который предстает перед зрителем смелым воином «самых честных правил», выдуман авторами фильмов и книг. Чаще всего реальные самураи были сродни преступникам и головорезам. Простые люди их боялись и ненавидели. Самураи часто грабили, убивали и издевались над простыми крестьянами, не неся за этого никакого наказания.

Независимые режиссеры часто старались показать в своем фильме образ самурая, который был бы приближен к реальности. На ум сразу приходит картина уже упомянутого Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости» 1958 года. Не буду раскрывать подробностей фильма, но его прекрасно характеризует фраза одного из персонажей:

Радость этих дней я бы никогда не познала в замке. Я увидела людей такими, какие они есть, я увидела их красоту и уродство. Фраза принцессы Юки из фильма Акиры Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости» (1958)
     Кадр из фильма «Три негодяя в скрытой крепости» (1958)
Кадр из фильма «Три негодяя в скрытой крепости» (1958)

Двойственность образов в картинах жанра тямбара нивелировалось само собой, когда у режиссеров появилось веяние снимать фильмы о воинах-отступниках, самураях без хозяина, изгоях. Ронин — историческое название таких мечников. Именно благодаря данному образу японское кино приобрело популярность далеко за пределами родной страны.

Ронинов не изображали чересчур хорошими или сугубо негативными людьми, поэтому мы практически всегда можем наблюдать за внутренним конфликтом персонажа и его глубокими переживаниями. Самураи-изгои не имели отличий в социальном статусе от простолюдинов, поэтому часто вставали на их защиту. На поприще фильмов о ронинах вновь преуспел великий Акира Куросава, сняв в 1961 году картину «Телохранитель».

К сожалению, мода на кино в жанре тямбара прошла вместе с модой на боевики, каковыми являлись самурайские фильмы снятые ближе к нулевым. Иногда выходит хорошее авторское кино с глубокой историей и драмой в обозначенном выше жанре, но это редкость.

Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Вам не сложно, а мне приятно. До скорых встреч на страницах Пульса!