Найти тему
История & Жвачка

Что означает чуб на голове казака и как он появился

Добрый день, читатели!

Наверняка многие видели запоминающийся образ запорожского казака: длинные висячие усы, сабля, трубка-люлька, серьга и непременный атрибут — одна прядь волос на бритой голове. Называют эту прядь по разному, но чаще всего употребляют названия чуб или оселедец. Сегодня мы поговорим о том, откуда у казаков появился такой выразительный элемент внешности и что он означает. Разберем при этом сразу несколько версий.

     Пример чуба. Фото с просторов интернета
Пример чуба. Фото с просторов интернета

Князь Святослав и мифический чуб

Существует мнение о том, что великий русский князь Святослав Игоревич носил чуб на голове, длинные усы и серьгу в ухе, а было это задолго до появления на Руси первых казаков. Князя Святослава именно так и изображают на многих картинах, но эта история о его внешности подтверждается лишь одним греческим летописцем, которому якобы удалось увидеть нашего правителя вживую.

Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга: она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Лев Диакон. История. IX 11. М., 1988. С. 82.

Но дело в том, что Лев Диакон был склонен часто подражать в своих рассказах другим летописцам. Об этом говорят многие историки, подробно изучавшие труды Льва Диакона и его предшественников. Например, свой комментарий на этот счет дал советский историк М.Я. Сюзюмов:

Лев Диакон так описывает мирные переговоры, как будто сам был их очевидцем. Но вряд ли это так. Он, возможно, правильно – по рассказам очевидцев – рисует наружность Святослава, но повествование его не вызывает доверия из-за особого пристрастия подражать древним авторам. В данном случае, как показал Газе, описание наружности Святослава напоминает описание Приском Аттилы. Комментарий М.Я. Сюзюмова к труду Льва Диакона «История»
     Пример чуба. Фото с просторов интернета
Пример чуба. Фото с просторов интернета

Выдумки поляков

Предыдущая версия не выдерживает критики, но существует еще несколько, о которых можно подискутировать. Поляки, к примеру, все время пытаются всячески откреститься от славянского мира, причисляя себя то к ариям, то к германцам, то Бог весть к кому еще. У них даже есть своя версия возникновения чуба. Существовал в древности кочевой народ сарматов, к которым поляки любят себя приписывать.

Почему-то долгое время сарматы приписывались к германским племенам, а в летописях 16-17 века они изображались с чубами на голове. Вообще многие знатные поляки относили себя к потомкам древнего народа, хотя информации о быте, происхождении и устройстве сарматов практически не было. Появились драгоценные знания лишь благодаря археологам спустя 200 с лишним лет. Теперь мы знаем, что сарматы относились к ираноязычным племенам, а чуб на голове скорее всего очередная выдумка шляхтичей.

     Картины отражающие типичный образ казака
Картины отражающие типичный образ казака

Казачья версия

Существует мнение, что заняв территорию Северного Причерноморья, где-то в 15 веке, казаки переняли многие атрибуты у тюркских племен, населявших те земли. Среди них были и прически, одной из которых является чуб. Фактически чуб отличал казака от обычного крестьянина. В большинстве случаев оселедец на голове означал, что казак находился в реестре на содержании у казны. Некоторые «неофициальные» казаки также делали подобную прическу, стремясь попасть в реестр.

Но были у казаков и более романтические варианты по поводу смысла подобного рода копны волос на бритой голове. Многие потомки казаков до сих пор считают, что чуб носили лишь опытные запорожские войны, побывавшие во многих битвах. В свою очередь «молодняк» волен носить лишь стрижку «под горшок». Подобной же участи удостаивались чумаки и хлеборобы.

Было у чуба и практическое применение, связанное с православной верой. Многие казаки считали, что их образ жизни не позволяет попасть в рай, но так как они защищают православие от иноверцев, то Бог может смилостивиться над казаком и вытащить его из ада за тот самый чуб.

А какой версии придерживаетесь Вы? Напишите, пожалуйста, в комментариях. Будет интересно ознакомиться.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц