В прошлом году на экраны вышел сложный, как мне видится, фильм об Австрийской императрице Sisi "Корсаж" (2022, реж. Мари Кройцер).
#дошлирукидокина (психолог посмотрел и разобрал). В коллекции кинематографа уже есть несколько фильмов про признанную красавицу-королеву, изображающую ее в лучшие годы. В этот раз режиссер(ка?) берется исследовать поздний период Сисси, от 40-летия и далее, о чем известно мало. Насколько я понимаю, этот фильм грешит против исторической справедливости, тут много фантазий, в ключе того, как бы мы сейчас восприняли этот период жизни монаршей особы. Но тем интереснее и параллели, и исследование самого феномена увядающей красоты. Даже так: страха увядания.
Мы видим как героиня с тренированным (идеальным даже) телом морит себя голодом, истязает атлетикой и мучается от вероятной депрессии. Достаточно очевидный факт, что историческая Сисси была нарциссически организованной, поэтому депрессивная фаза - как противоположность нарциссической - тут уместна, я бы даже сказала, клинически.
Её страхи, уловки, отношения с детьми и собаками - все как списано из учебника. Она отчаянно жаждет подтверждения, признания своей неотразимости от мужа и от кузена, особенно в интимных сценах.
Она достаточно жестоко использует преданных ей людей (например, не отпускает камеристку замуж) и страдает от тотального одиночества.
Лично мне сложно интегрировать чувства от этого фильма, они какие-то многослойные и разнополярные.
Император Франц Иосиф кажется вполне человечным, способным на близость. Красиво подчеркнуто увядание в убранстве (точнее, в обшарпанности) дворцов.
Сисси почти всегда с непроницаемым лицом, при этом проявляет неожиданную эмпатию к женщинам в психиатрической лечебнице.
Она завораживающе плавает с кузеном в ночной воде, при этом сложно не уловить запах инцестуозности (в средневековье это было в порядке вещей, но мы-то проецируем сейчас) во всех сценах с ним.
Она выглядит очень феминисткой, слишком уж передовой (именно поэтому я и "подозреваю" в режиссере "режиссерку"). Мне думается, что подтвержденных фактов про татуировку, использование опиатов, отрезание волос и собственную подмену (напрашивается метафора подмены личности) не имеется, и это тоже из разряда художественного вымысла. Но почему-то этот вымысел выглядит оправданным и вписывается в канву кризиса и запоздалой попытки найти опору на внутреннюю, а не внешнюю силу.
Куда это может завести? Режиссер предлагает концовку с суицидом, которую можно читать как "уход в воды забвения", например.. В реальности Сисси была убита в уличном нападении.
Кажется, тут есть только одна динамическая ниточка жизни , за которую можно было бы уцепиться (именно ее подчеркивает режиссер приемом повторения в финале) , в этой драматичной статике - зарождающийся кинематограф, для которого позирует королева (в реальности или сновидческой фантазии, неважно).
Отдельно отмечу сцену с доктором, который говорит про 40 лет, что "это средний возраст жизни ваших подданных".. Всего каких-то 150 лет назад. Стоит ли удивляться, что мы все - и мужчины и женщины - так трудно переживаем приближение этой круглой даты. Ведь 5 поколений назад это был не кризис среднего возраста, а прям переход в мир иной. Может, поэтому так сложно решить, какая же она, жизнь, "в 40 лет только начинается".. (с))) Какой она может быть, при переносе фокуса зрения с внешних достижений на внутренние...
Разбор фильма в Форбс, кому интересно.
Психологическое содержание: нарциссическая организация личности, ответственность, кризис среднего возраста, экзистенциальный кризис, изменение и старение, отношения, инцестуозность, сексуальность, признание, слава, подмена, выбор.