Найти в Дзене
Fobos

Почему «Солнцестояние» (2019) – один из страшных хорроров современности?

Сегодня одним из подписчиков этого сообщества в реальной жизни была предъявлена претензия создателю группы за размещение постов о фильмах, просмотр которых он уже не раз рекомендовал еще задолго до создания сообщества.
К сожалению, Fobos вынужден огорчить подписчика, поскольку «Солнцестояние» (2019) входит в личный список фильмов, которые обязательны к просмотру, если Вы хотите выйти за рамки кино для массового зрителя и капнуть поглубже (безусловно, без фанатизма).
Итак, «Midsommar» (2019) (шведское название фильма, буквально означающие «Праздник летнего солнцестояния») – это весьма уникальное кино.
Оно относится к так называемому фолк-хоррору – поджанру хорроров, использующих элементы фольклора, народных преданий и легенд для построения сюжета и передачи саспенса.
Писатель Адам Сковелл в своей книге «Folk Horror: Hours Dreadful and Things Strange» изложил несколько фундаментальных черт фильмов ужасов в жанре фолк-хоррор: изоляция (A), ландшафт (B) и мораль (C).
A) Локации, показ

Сегодня одним из подписчиков этого сообщества в реальной жизни была предъявлена претензия создателю группы за размещение постов о фильмах, просмотр которых он уже не раз рекомендовал еще задолго до создания сообщества.

К сожалению, Fobos вынужден огорчить подписчика, поскольку «Солнцестояние» (2019) входит в личный список фильмов, которые обязательны к просмотру, если Вы хотите выйти за рамки кино для массового зрителя и капнуть поглубже (безусловно, без фанатизма).

Итак, «Midsommar» (2019) (шведское название фильма, буквально означающие «Праздник летнего солнцестояния») – это весьма уникальное кино.

Оно относится к так называемому фолк-хоррору – поджанру хорроров, использующих элементы фольклора, народных преданий и легенд для построения сюжета и передачи саспенса.

Писатель Адам Сковелл в своей книге «Folk Horror: Hours Dreadful and Things Strange» изложил несколько фундаментальных черт фильмов ужасов в жанре фолк-хоррор: изоляция (A), ландшафт (B) и мораль (C).

A) Локации, показанные в таких фильмах, должны быть отделены от «внешнего мира», либо показана изолированная по культурным или национальным особенностям группа (община, секта).

B) Так как местность, как правило, изолирована, ее пейзаж особенный: нетронутая природа или лес с остатками древних святилищ.

C) При этом обособленной группе, живущей на особенной территории, присуща специфическая мораль, которая всем остальным представляется антиморалью.

Самой же любопытной деталью в жанре можно назвать то, что, как считает Адам Сковелл, фильм может быть как сверхъестественным, так и реалистическим.

Появление термина «фолк-хоррор» связывают с фильмом «Кровь на когтях Сатаны» (1971) Пирса Хэггарда. Лично я данный фильм не смотрел, но в источниках отмечается, что это один из самых знаковых фильмов жанра.

Тем не менее, в начале 80-ых годов намечается некоторый упадок жанра и только с 2010-х фолк-хоррор наконец-то возвращает себе былое величие.

Одним из «виновников» возвращения былого величия жанра в современности выступает Ари Астер – молодой режиссер, который заявил, что его фильм — Солнцестояние (2019) — именно фолк-хоррор.

В России, включая СНГ, фильмы этого жанра, к сожалению, не популярны и это парадоксально, поскольку фолк-культура и скандинавская культура очень и очень похожи на славянскую (и не только) самобытность.

Итак, возвращаемся к фильму «Midsommar» (2019).

Его режиссер – Ари Астер.

Уже во многих постах сообщества Fobos он упоминался.

Ари Астера можно отнести к той самой «новой» волне режиссеров современности наряду, например, с Алексом Гарлендом (смотрим пост про «Ex Machina»), Робертом Митчеллом (пост про «It follows», тоже хоррор, кстати), Джорданом Пилом (пост про Джордана Пила тоже смотрим, он есть уже) и другими.

«Солнцестояние» (2019) – это второй фильм Ари Астера.

Его дебютом выступает другой хоррор – «Реинкарнация» (2018). В процессе создания этой записи решил чуть больше раскрыть этот дебют и понял, что это выходит на уровень нового поста. Если кратко – это хорошее кино лично для меня (без фанатизма), считающееся шедевральным для многих других зрителей и в особенности критиков.

Но!

Если «Реинкарнация» (2018) «выстрелила», то «Солнцестояние» (2019), как по мне, «взорвало» и «нехило встряло» современное кино, в частности, жанр хорроров.

Лично я пересматривал «Солнцестояние» (2019) дважды, хотя изначально думал, что не буду делать этого (не потому, что кино плохое, а потому, что давящее, тяжелое). Кстати, ровно так же было с тем же «Дюнкерком» (2017) Нолана (есть пост), который, тем не менее, пересмотрел впоследствии не раз.

Несколько «сухих» фактов об этом фильме.

Сборы: $47 863 365

Бюджет: $9 000 000

Сюжет: «В отрезанном от цивилизованного мира шведском поселении в этот день проводятся уникальные обряды с многовековой традицией. Именно туда отправляется группа молодых американских студентов-антропологов, прихватив с собой девушку одного из них. Однако вскоре после прибытия друзья выясняют, что местные обряды далеко не безобидны» (взято из Кинопоиска, весьма сжато и без спойлеров, на мой взгляд).

Итак, почему это кино – один из страшных хорроров современности?

Как и с другими фильмами, это комплексный вопрос.

Фильм крут актерской игрой, например.

Новая звезда Голливуда Флоренс Пью превосходно передает все переживания главной героини. Она прекрасно отыгрывает весь спектр эмоций. Ей начинаешь переживать. Она – жертва абьюзивных отношений, которой изменяет парень. Она потеряла свою семью и ищет новую.

Субъективно великолепен и другой актер - актер второго плана Уилл Поултер (3-я часть «Хроников Нарнии», «Бегущий в лабиринте»). Он настолько хорошо выполняет свою сюжетную функцию, настолько «бесит» зрителя, что формирует у зрителя буквальную ненависть к себе.

Отлична и аудио-составляющая картины.

Здесь без комментариев, можно прослушать прикрепленный к посту саундтрек из фильма. Укажу, что звуковая тема фильма великолепно справляется со своей задачей – формирует такую атмосферу саспенса, от которой еще долго не можешь «отойти» после просмотра этого кино.

Тем не менее, главное достоинство «Солнцестояния» (2019) – это постановка, она сложна и многогранна.

Здесь есть все элементы фолк-хоррора, о которых говорилось выше: изоляция (A), ландшафт (B) и мораль (C).

Ари Астер смог организовать съему таким образом, что зритель получил возможность увидеть изолированное и закрытое от всего мира общество (причем буквально, герои попали в поселение и не могли выбраться).

Здесь отдельно отмечу интересную деталь – когда камера показывает сцену, как машина заезжает в деревню, камера делает поворот сверху вниз, всё переворачивается, как будто герои попадают в другой мир, в параллельную реальность (это сложно объяснить, нужно смотреть)

Хорошо показан и ландшафт: нетронутый европейский лес.

Безупречно раскрыта и мораль, которая не ясна зрителю.

Здесь, например, по достижении 72-х лет люди добровольно лишают себя жизни, что кажется весьма аморальным для героев и зрителя и вполне нормальным - для жителей поселения.

Отдельно от трех вышеуказанных составляющих важную роль в постановке фильма играют некоторые технические решения.

Среди них, например, то, что почти все сцены фильма происходят днем, причем под ярким солнцем.

Это, полагаю, приводит к когнитивному диссонансу у зрителя и создает дополнительный уровень саспенса.

Кроме того, ужасает зрителя и то, что он раньше героев понимает всю безысходность ситуации и наблюдает за происходящим без какой-либо надежды на happy-end.

Вишенкой на торте выступает также и то, что это – слоубёрнер, то есть особый жанр хорроров, пугающий не скриммерами, а атмосферой (именно об этом, кстати, говорил автор поста про азиатские хорроры, которые также пугают не скриммерами).

В общем, однозначный «рекомендасьон» к просмотру.

by Fobos