«04» марта 2023 года – «Кинопоиск» выпустил видеоэссе, которое посвятил этому фильму.
Посмотрев ролик, решил сам пересмотреть «Список Шиндлера» (1993).
Однако планировал посвятить запись другому фильму.
Тем не менее, после пересмотра «Списка Шиндлера» принял решение посвятить пост этому шедевру творчества Стивена Спилберга.
Итак, если несколько «сухих» фактов о фильме, то «Список Шиндлера» рассказывает о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, спасшем более тысячи польских евреев от гибели во время Холокоста.
Важно отметить, что фильм вообще основан на романе австралийского писателя Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера». Но фильм преуспел больше.
В частности, он получил большее признание среди зрителей и критиков, да и принес большую прибыль (помним, что любой фильм – это, в первую очередь, коммерческий продукт).
При бюджете в $22 млн «Список Шиндлера» заработал $322 млн.
Вы представляете? На $300 млн больше своего бюджета... Лично я убежден, что это заслуженно, учитывая идеи, которые он несет в себе.
Фильм снял Стивен Спилберг. Это кино носит для него личный характер, поскольку он сам имеет еврейские корни и хотел показать ужасы Холокоста.
Вообще, при просмотре фильма поймал себя на мысли, что имею очень плохое представление о Стивене Спилберге.
Если спросисте у меня, что сняли, например, Тарантино, Нолан, Триер, Кэмерон, Джексон и другие «мастодонты» Голливуда, сразу назвову почти все их фильмы.
А вот творчество Стивена Спилберга всегда обходил стороной в том смысле, что, смотря кино, не проверял, кто режиссер.
А ведь Спилберг снял «Парк Юрского периода» (1993), несколько фильмов серии «Индиана Джонс», легендарные «Челюсти» (1975), прекрасный «Первому игроку приготовиться» (2018), «Спасти рядового Райана» (1998).
Недавно он выпустил фильм «Фабельманы» (2022). Некоторые называют это кино лучшим за 2022-й год. Не могу ничего по этому поводу пояснить, поскольку не успел посмотреть его.
Но все эти факты не важны, поскольку самый главный факт состоит в том, что Спилберг снял «Список Шиндлера» (1993).
Это кино – краеугольный камень в его карьере.
Что мы получим, если попытаемся объединить крутые профессиональные навыки, умения и способности по режиссуре и нечто личное? Мы получим шедевр и «Список Шиндлера» – именно такое кино.
Ниже для примера некоторые награды фильма:
1994 — Премия «Оскар»
- Лучший фильм — Стивен Спилберг
- Лучший режиссёр — Стивен Спилберг
- Лучшая операторская работа — Януш Камински
- Лучший монтаж — Майкл Кан
- Лучшая оригинальная музыка — Джон Уильямс
- Лучший сценарий — Стивен Заиллян
1994 — Премия «Золотой глобус»
- Лучший режиссёр — Стивен Спилберг
- Лучший сценарий — Стивен Заиллян
1995 — Премия «Грэмми»
- Лучшая инструментальная композиция для кино — Джон Уильямс
Список весьма внушающий и, самое главное, – заслуженный.
Но почему стоит посмотреть или пересмотреть этот фильм?
В первую очередь, есть, как минимум, одна банальная причина: это признанная классика, которая на протяжении многих лет входит в список лучших фильмов всех времен.
И в чем тогда проблема? Это же хорошо? Разве нет?
Не совсем, к сожалению.
Как и с любым другим хорошим фильмом, с любой другой классикой, это кино всеми признается, но лишь меньшинство возвращается к таким фильмам, пересматривает их.
Учитывая важную идейную составляющую, надо временами пересматривать это кино, чтобы освежить в памяти не только его форму, но и содержание.
Другая причина просмотра или пересмотра «Списка Шиндлера» состоит в том, что это, как минимум, технически необычное и по-своему гениальное кино.
Фильм начинается с цветного кадра, потом меняется на черно-белое повествование и лишь на последних минутах возвращается к привычной современной гамме цветов.
Здесь особо стоит отметить весьма интересную и символичную деталь: фильм начинается с того, что гаснет свеча (причем кадр цветной), что обозначает угасание надежды в период Холокоста.
Тем не менее, к концу картины свеча загорается, цвет возвращается, и надежда оживает.
Отдельно стоит выделить сцены с маленькой девочкой в красном.
В одной из сцен, когда немецкие солдаты оккупируют гетто, главный герой – Оскар Шиндлер – наблюдает за черно-белой массой людей, которых выводят для дальнейшей отправки в лагеря.
Здесь важен гениальный операторский ход: в черно-белой массе нам показывают единственную девочку в красном, что позволяет понять, что внимание главного героя уделено только ей.
И только ее в этом фильме в цветной красной одежде снова увидит главный герой, однако, к сожалению, уже не живой.
И именно она, кстати, изображена на постере фильма.
Особой похвалы заслуживает работа операторов и игра со светом.
Картина, снятая в черно-белом режиме, парадоксально предоставила возможность операторам провести гениальную и титаническую работу и каждую сцену этого кино сконструировать технически безупречно.
Чего стоит только, например, одна из сцен в конце фильма, когда рабочих Оскара Шиндлера по ошибке отправили в Освенцим и он пришел к немецкому офицеру в кабинет просить о помощи.
Свет в этой сцене поставлен таким образом, что лицо немецкого офицера находится в темноте, но когда он принимает хорошее решение, свет начинает падать на него.
И таких деталей очень много в этом кино.
Если Вам удастся научиться обращать внимание на тонкости операторской работы и работы со светом в кино, то будете восхищаться каждым кадром этого кино.
Отдельный плюс этого фильма – это актерская игра.
Лиам Ниссон, играющий Оскара Шиндлера, отыграл «на ура», как и все другие, в том числе отрицательные, персонажи. Его даже, кстати, номинировали на Оскар, но премию он так и не получил (думаю, это объективное решение).
Почти всем актерам фильма удается показывать свои эмоции, в первую очередь, глазами и взглядом в целом. Это позволяет при крупных планах ощущать весь ужас и буквально «животный» страх людей, оказавшисхя в конце жизненного пути.
В этом плане, кстати, поймал себя на мысли, что этот фильм очень похож на наш советский «Иди и смотри» (1985).
Последние фото из поста – это кадр оттуда. Этот взгляд и эти глаза так же передают тот ужас, которые пережили люди рассматриваемого исторического периода.
Объективно укажу и на другой плюс – сценарий.
Стивен Заиллян получил за лучший сценарий к этому фильму Оскар и Золотой глобус весьма обоснованно.
Здесь выстроена такая тонкая драматургия, что фильм полностью погружает зрителя в эту непростую историю.
Все сюжетные линии – основные и производные – доходят до своего логического завершения, что позволяет закрыть гештальты не только у героев, но и у самого зрителя.
Чего стоит, например, сюжетная линия с женой Оскара Шинделра.
В начале фильма он отказывается жениться на ней, а к концу кино сам же возвращается к ней (к этому моменту зритель забывает про эту линию и когда про нее вспоминает, приятно удивляется сюжетному и сценарному развитию Оскара Шиндлера).
В общем, настоятельно рекомендую посмотреть / пересмотреть это кино.
by Fobos
p.s.: имейте в виду, что здесь 3 часа хронометража, в связи с чем заранее подготовьтесь к погружению в эту историю.
Почему стоит посмотреть (пересмотреть) «Список Шиндлера» (1993)?
29 марта 202329 мар 2023
30
5 мин
«04» марта 2023 года – «Кинопоиск» выпустил видеоэссе, которое посвятил этому фильму.
Посмотрев ролик, решил сам пересмотреть «Список Шиндлера» (1993).
Однако планировал посвятить запись другому фильму.
Тем не менее, после пересмотра «Списка Шиндлера» принял решение посвятить пост этому шедевру творчества Стивена Спилберга.
Итак, если несколько «сухих» фактов о фильме, то «Список Шиндлера» рассказывает о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, спасшем более тысячи польских евреев от гибели во время Холокоста.
Важно отметить, что фильм вообще основан на романе австралийского писателя Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера». Но фильм преуспел больше.
В частности, он получил большее признание среди зрителей и критиков, да и принес большую прибыль (помним, что любой фильм – это, в первую очередь, коммерческий продукт).
При бюджете в $22 млн «Список Шиндлера» заработал $322 млн.
Вы представляете? На $300 млн больше своего бюджета... Лично я убежден, что это заслуженно, учитывая и