Фильм рассказывает о программисте, который работает в крупной компании. Создатель компании (тоже программист, инженер), которого никто не знает, выбирает главного героя как одного из лучших сотрудников и приглашает к себе в особняк на закрытый для других людей остров. Там главный герой узнает, что глава компании создал первых роботов с искусственным интеллектом. Задача приглашенного гостя состоит в проведении с роботом тест Тьюринга (эмпирический тест, идея которого была предложена Аланом Тьюрингом в статье «Вычислительные машины и разум», опубликованной в 1950 году в философском журнале Mind, целью которого выступает решение вопроса о том, может ли машина мыслить).
Это кино, кстати, произведено не в США, не в Голливуде, а в Великобритании. Его бюджет весьма небольшой даже по меркам 2014-го года: всегда $13 млн. Тем не менее, фильм собрал почти в три раза больше денег на прокате – почти $37 млн.
ЭТОТ ФИЛЬМ ПОЛУЧИЛ ОСКАР ЗА ЛУЧШИЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ
Вы понимаете? Фильм с бюджетом в $13 млн долларов награжен Оскаром за лучшие визуальные эффекты…
Он получил положительные отзывы критиков. На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 92 % на основе 284 рецензии со средним баллом 8,1 из 10. На сайте Metacritic фильм имеет оценку 78 из 100 на основе 42 рецензий критиков, что соответствует статусу «в основном положительные отзывы».
В 2019 году (+/-) посмотрел впервые это кино, до этого о нем не знал и не слышал.
Потом вдруг я на YouTube увидел объяснение смысла фильма «Аннигиляция» (2018) Алекса Гарленда и принял решение посмотреть это кино. И о БОЖЕ! Получил настоящее «киноманское» наслаждение от фильма «Аннигиляция» и захотел посмотреть еще что-то похожее на это кино. Кстати, в обложке сообщества Fobos первое фото с Натали Портман с оружием в руках из фильма «Аннигиляция».
Изучив информацию о том, кто снял это кино, начал ознакомление с творчеством одного из самых недооцененных режиссеров современности – Алекса Гарленда.
Проанализировал сведения о его работах, чтобы найти нечто, похожее на «Аннигиляцию».
По состоянию на 2019-й год (+/-) у режиссера пока была только одна более-менее нормальная работа – «Ex machina» (2014) (кстати, относительно недавно посмотрел новый фильм режиссера – «Род мужской», тоже аудио-визуальное наслаждение с определенным СПГС, думаю).
Итак, 2019-й год. После просмотра «Аннигиляции» сажусь за просмотр «Ex machina».
Сказать, что фильм впечатлил – ничего не сказать. Это был период, когда только начинал знакомиться с жанром артхауса, что означало, что я, обычно, смотрел «скучное» кино с «глубоким смыслом». И как же я был рад, что это кино дало мне надежду как молодому киноману.
Этот фильм абсолютно точно можно рекомендовать к просмотру по ряду важнейших причин.
Во-первых, это фильм категории «А», поэтому зритель может не переживать по вопросу качества и содержания этого кино.
Во-вторых, это картина Алекса Гарленда.
Этот режиссер не раз упоминался в записях этого сообщества. Его наряду с Дэмьеном Шазеллом (пост про «Вавилон»), Робертом Митчеллом (пост про «Оно следует»), Ари Астером (многие узнают из-за фильма «Солнцестояние») и некоторыми другими можно отнеси к режиссерам «новой» волны.
Алекс Гарленд весьма талантлив и у него собственное видение картины. Он организовал постановку этого фильма безупречно. Все кадры полны деталями, отсылками.
Восхитительная также операторская работа.
В-третьих, это актерская игра.
Здесь играют Донал Глисон (можете его знать из фильма «Бойфренд из будущего») и Оскар Айзек, который и вовсе в последнее время пробивается вверх по актерской карьере (его можете вспомнить по роли главы дома Атрейдесов из фильма Вильнева «Дюна»).
Каждый из них достаточно убедительно передает переживания персонажа.
Особо следует отметить и актрис, играющих роботов. Поскольку все их тела были закрыты хромокеем и были видны только их лица, то они играли только собственной мимикой. Даже робот с ИИ с черствыми эмоциями имеет свою мимику и они это передали весьма удачно.
В-четвертых, фильм гениален своим скрытым смыслом.
В посте про «Кита» (2022) Даррена Аранофски было упомянуто, что он любит делать отсылки на религию.
Так вот, Алекс Гарленд – не исключение.
Есть иудейское видение сотворения мира под названием «Каббала» (оно появилось в XII веке) и в современных фильмах очень часто в сюжете показывается этот миф (например, «мама!» (2017) Даррена Аранофски).
Смысл мифа следующий. Есть некое высшее божество, сотворившее всю вселенную. А есть еще Бог (Демиург), который с Марией (мать и жена одновременно) заперт на Земле и может творить только на ней.
Этого Бога называют «злым», ибо он мучает людей, заставляет их страдать. При этом он тщеславен, он любит, когда его восхваляют.
И вот есть мнение, что в фильме «Из машины» (2014) также претворен этот сюжет.
Глава компании (аналог Демиурга) живет в своем особняке (аналогия Земли) с Марией (это женщина-робот с ИИ) и он по ходу фильма режиссером оценивается как негативный персонаж.
Руководитель компании занимается творением: создает роботов (людей по Каббале).
Главный герой (программист) олицетворяет Адама, в то время как женщина-робот Ава олицетворяет Еву.
В-пятых, одна из основных причин крутости этого кино – это его саундтреки.
Они весьма тревожные и создают такой накал саспенса и гнетущей атмосферы, о котором могут мечтать некоторые триллеры.
Кстати говоря, поводом для написания этого поста стало то, что в одной из сцен фильма гнетущий саундтрек обрывается и герои начинают танцевать под песню «Get Down Saturday Night» Оливера Читама.
Такие резкие, гениальные и кретаивные моменты воздействуют на зрителя весьма положительно и формируют хорошее итоговое мнение о кино.
Таким образом, «Из машины» (2014) Алекса Гарленда рекомендуется к просмотру, не пожалеете.
by Fobos
Почему стоит посмотреть «Ex machina» («Из машины») (2014)?
4 минуты
16 прочтений
2 апреля 2023