Что такое пустыня? В основном это жара, много песка и никакой растительности.
В Библии даётся нам очень много образов пустынь через которые мы можем понимать какие-то духовные истины, ну вспомните, где мы встречаем образ пустыни? Израильский народ, Иисус Христос, Давид, Иоанн Креститель, Долина Армагеддон. Но сейчас с вами я хочу вспомнить самый яркий образ, это, так скажем, затяжной период для Израильского народа, эта история описана в нескольких книгах библии где народ Израильский был выведен богом из Египта. Помните? Бог освобождает их из рабства и обещает им землю обитованную, где написано, течет мед и молоко. И вы представляете? Народ выходит из Египетского плена в ожидании этой земли обитованной, а впереди что? А а переди пустыня, ну ладно, думали, может пробежим быстренько, но сколько они там были? Сорок лет на переход. Вы знаете, географически, сколько идти от Египта до земли обитованной? Около 400км. Это как от Челябинска до Уфы, примерно месяц пешком идти, но не срок лет же! Так вот, какова причина, почему они застряли в этой пустыне? Почему так долго блуждали? Мы знаем, что бог на самом деле, не ставил цели оставить их в пустыне, но было непослушание Израильского народа, мы видим, как бог воспитывал их, и вот эта история даёт нам много ценных уроков. К примеру, бог нас тоже выводит ,образно говоря, из Египта, из рабства греховного, он ведёт нас в землю обитованную, в райскую землю. И вот эта сама пустыня это наше с вами скитание по земной жизни, где есть трудности, где есть искушение, где рождается какое-то недовольство. Дальше, помните, когда народ Израильский подступил к этой земле обитованной, лидеры народа посылают в эту землю разведчиков, но оказывается там враги, Испалины. Оказывается, могут быть сложности в завоевании этой земли, и они пугаются. О чем это говорит? Что мы тоже имеем страх перед силами тьмы, которые, думаем, не сможем преодолеть, не устоим, это слишком сложно для нас. Эти трудности, которые испытывает народ Израильский в пустыне, это наш с вами ропот, недовольство, жажда, когда хочется мяса, чудес божьих. И вот наконец когда они стоят уже у земли, то Иисус Навин собирает тех кто остался, тех кто собираются пойти в эту землю, он даёт наставление:
Второзаконие 8:2
2 И помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его или нет;
3 Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек;
4 одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла вот уже сорок лет.
5 И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего.
6 Итак, храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его.
7 Ибо Господь, Бог твой, ведёт тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озёра выходят из долин и гор.
По сути, Иисус Навин говорит нам что эта пустыня нужна была нам, так для чего же? Бог нас учил смирению, он испытывал нас, он вскрывал нас чтобы показать нам самим что в сердце нашем, чтобы мы ощутили заботу нашего небесного отца, чтобы ты знал что бог учит тебя, воспитывает, как отец воспитывает сына своего.
И глядя на эту пустыню мы с вами можем провести параллель к нашей с вами жизни. Эта пустыня является прообразом наших духовных пустынь которые проходим мы с вами, я уверен, что на пути каждого христианина пролигает эта духовная пустыня.
Для начала, вспомним наше обращение к богу, начало христианской жизни, это у всех христиан происходит когда мы вступаем в завет с богом, когда обращаемся к нему, он возражает нас, да? И появляются какие-то очень приятные чувства, это ощущения божественной благодати в нашей жизни, прощения грехов, которые господь даёт, наше сердце загорается любовью к богу, жажда понимать его и читать слово божье, на хочется обнять весь мир и воротить горы для Бога. Что ж, это период младенчества, а потом, Христос ведёт нас прямиком в эту духовную в пустыню. Что происходит с временем? Мы превыкаем к новой реальности, теряется ощущение новизны, читая слово божье ты уже не находишь это упоение страстное в словах слова божьего. Молитвы становятся уже чем-то формальным. И мы начинаем видеть, что бог не так уже близко к нам, нам кажется, что он отдаляется и бежит к тем, другим новообращённым, а нас оставляет наедине с собой и мы ощущаем одиночество, теряем страсть к молитве, чтению слова божьего, приходим в церковь и понимаем что здесь много несовершенных людей, церковь становится какой-то безжизненной и пустой. Я не знаю ни одного христианина, кто не проходил через эти духовные пустыни. Это очень сложный период в котором нет избытка, жизни, огня. История Иова в какой то мере показывает человека который оказался в такой пустыне в книге Иова 23 глава 8, 9 стих мы читаем:
8 Но вот, я иду вперёд — и нет Его, назад — и не нахожу Его;
9 делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю.
Можно сказать, что у Иова была своя пустыня в жизни, куда подевался бог? Где тот, что обещал излевать благословение?
И у тебя будет в жизни эта пустыня, которую надо будет пройти правильно, будь готов к этому, она может появиться ну, года через 2-3 после начала христианской жизни. Кто-то в этой пустыне сгорает, кто-то умирает, кто-то побеждает, кто-то преодолевает и проходит эту пустыню с богом, кто-то к сожалению уходит из церкви, потому что ожидал что бог будет всегда молоко и мед давать. Но очень важно понимать, что проходя этот период жизни либо пустыня победит тебя, либо ты победишь пустыню. И очень важно правильно входить в эту пустыню, проходить ее правильно и выходить правильно. Нужно держаться минимума, заставлять себя прочитать хоть одну главу библии, сходить в церковь и не дать дьяволу себя погубить в этой пустыне. Но я верю, что пустыня нужна каждому из нас, почему? Потому что это процесс божьего воспитания, это формирование нашей веры, это стадия взросления.
Но, знаете, есть ещё один вид пустыни. Это тоже духовная пустыня, она происходит у зрелых христиан. В основном, у служителей. Это наиболее опасный вид пустыни, его также называют кризисом. Наступает когда-то в жизни христиан период когда ты начинаешь пересматривать свою жизнь, когда останавливаешься, понимаешь что что-то не так, когда ты духовно выгораешь, устаешь от многолетнего служения богу, оно перестает приносить радость, становится каким-то бременем, когда ты обращаешься к слову божьему не для того, чтобы черпать для себя этот хлеб духовный, а в силу профессиональной необходимости. Можно сказать, что происходит духовное истощение.
Давид, который очень ярко представлен нам служителем божьим далеко не новообращённый человек, он описывает свои переживания в псалме 62 с 1 стиха:
1 Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
2 Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,
3 чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище
Он говорит не об пустыне Иудейской, а как мы знаем, о другой. Я себе представляю, что он сидит в пустыне, на песке, а солнце печет ему голову, и он говорит: "Господи! Я ощущаю в сердце эту пустыню, и я не прошу тебя избавить от Иудейской пустыни, я хочу чтобы ты посмотрел в сердце мое. Ты видишь, как я жажду внутри и иссыхаю, потому что не вижу тебя. Я знаю, что значит видеть тебя и быть в присутствии твоём, в служении и видеть, как ты чудеса творишь, но Господи, Я перестал это видеть, каждый день просыпаясь, Я взываю к тебе от ранней зари".
Хорошо, что мы с вами остаёмся честными, чтобы признаться самому себе и сказать: "да, Я оказался в духовной пустыне".
Один из очень ярких образов в библии, который мне нравится, это образ дерева, растущего у потоков вод, псалом 1:
1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет.
Очевидно же, что здесь описание очень счастливого христианина, он как дерево у потоков вод, посаженное, укоренённое, его корни питаются живительной влагой постоянно, а листья никогда не вянут. Здесь проблема только в одной фразе: "принесет плод свой во время свое" и ты укоренен, у потоков вод, а плода нет. И когда ты христианин, то ожидаешь этих плодов, ждёшь, ждёшь, а потом говоришь: "Я устал уже ждать". Но самые сочные плоды растут знаете где? В засушливых местах, там, где мало влаги. Они не наполнены пустотой, этой водой, в них есть концетрат.
Так чему нас учит пустыня?
1. Не колебаться, продолжать верить. Бог проходит пустыню вместе с нами, так не бойся, ибо он с тобою.
2. Пустыня это время особенного действия бога, он нигде и никогда не работает с нами так, как в пустыне. И это парадокс, так как нам кажется что он бросает нас.
3. Время для нашего обновления. Бог говорит об обновлении, он всегда движется, говорит быть чувствительным к нему и идти за ним.
4. Пустыня всегда заканчивается.
5. Слушать бога.