В Доме русского зарубежья проходит выставка «Константин Коровин и его круг. Москва — Париж». На ней представлена живопись самого Коровина, его графика, архивные документы и письма. Особое внимание устроители выставки уделили взаимовлиянию художника и его круга, в который входили друзья: М.В. Нестеров, В.А. Серов, А.П. Чехов, Ф.И. Шаляпин, К.С. Станиславский, а также ученики: А.М. Герасимов, Б.В. Иогансон, Р.Р. Фальк, Н.С. Гончарова.
К.А. Коровин известен нам как автор натюрмортов и характерных портретов, как художник, сделавший сценографию отдельным искусством, меньше мы знаем о Коровине-литераторе, который написал интереснейшие воспоминания о своей жизни и великолепные литературные произведения.
Константин Алексеевич Коровин родился в 1861 году в Москве на Рогожской улице, в доме деда, купца первой гильдии, владельца ямского извоза. После смерти деда отец разорился, не смог пережить этого и покончил с собой. В 14 лет Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учился сначала у А.К. Саврасова, затем у В.Д. Поленова. Коровин стал наиболее ярким представителем русского импрессионизма. В его творчестве сначала преобладает пейзаж, затем он обращается к натюрморту. Коровин писал: «Передача радости и есть суть картин… моего я». Ф.И. Шаляпин называл К.А. Коровина «Паганини в живописи».
В 1884 году Коровин вошел в Абрамцевский кружок С. Мамонтова. Начав в 24 года карьеру в качестве художника-декоратора в Частной опере С.Мамонтова, он стал реформатором русского оперного и балетного искусства. Созданные им театральные декорации и костюмы были совершенно не похожи на те, которые публика видела до сих пор. Всего для оперы Мамонтова и Императорских театров Коровин оформил 64 балета и 84 оперы, а с 1910 года он был назначен главным художником Императорских театров.
В 1892 году Коровин едет во Францию, где в течение года изучает французское искусство. Вернувшись в Россию, вместе с В. Серовым отправляется в путешествие по Русскому Северу. Яркие впечатления от поездки воплотились в серии декоративных панно, созданных для павильона «Крайний Север» на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году и для Международной выставки в Париже (1899-1900). В Париже Коровин сконструировал павильон кустарной промышленности и представил тридцать своих панно, за что французы наградили его орденом Почётного легиона и удостоили двух золотых и нескольких серебряных медалей.
Будучи личностью разнообразных интересов и дарований, Коровин вместе с К.С. Станиславским, А.П. Чеховым, И.И. Левитаном и другими деятелями культуры основал в 1889 году литературно-художественный кружок, призванный «способствовать развитию литературы и изящных искусств».
С 1901 года по предложению В. Серова Коровин возглавил жанрово-портретный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников – Н. Сапунов, С. Судейкин, М. Сарьян, С. Герасимов, П. Кузнецов, К. Петров-Водкин и др. В 1905 году по представлению В.Д. Поленова и В.М. Васнецова, Коровина избирают академиком живописи.
Своим студентам Коровин не раз повторял: «Влюбляйтесь! Кто не умеет любить, художником не станет». Сам Коровин не был обижен женским вниманием, влюблялся и любил, однако женитьба не принесла ему ни радости, ни счастья. Со своей женой А.Я. Фидлер Коровин познакомился в юношеском возрасте, когда та была хористкой в театре. Свои отношения он держал в тайне от родных и друзей.
В 16 лет Анна родила ему сына, который умер в младенческом возрасте. По словам самого Коровина, сын умер от недосмотра, потому что он, как отец, не мог обеспечить ребенка ни нормальным питанием, ни уходом. Случившееся глубоко потрясло художника. В 1897 году родился второй сын, Алексей. Коровин обвенчался с Анной Яковлевной в 1902 году, и чувство вины перед первым ребенком вылилось в сильную привязанность ко второму сыну. Брак был несчастливым, между супругами не было духовной близости, интересы художника были чужды супруге, однако из-за сына уйти из семьи не мог. Художник жил по-холостяцки, отдельно от семьи: зимой в мастерской или недорогой гостинице, летом в деревне. Характерно, что Коровин не написал ни одного портрета своей жены, ни разу не упомянул ее в своих литературных произведениях.
В сорок лет Коровин полюбил молодую актрису Н. Комаровскую. Любовь была взаимной, девушка мечтала о семейном гнездышке на берегу Черного моря. Но мечтам не суждено было сбыться. Восемнадцатилетний сын художника оступился, влезая на ступеньку трамвая, в результате была раздроблена ступня, он стал инвалидом и нуждался в протезе. Жена заболела туберкулезом. Коровин не мог оставить сына и жену. У самого художника прогрессировала стенокардия, часто приковывая его к постели. В довершении всего на театральном складе возник пожар, уничтоживший все созданное художником за многие годы для театральной сцены.
Снискавший славу как признанный мастер живописи, работающий в разных жанрах, как выдающийся сценограф и замечательный мастер прикладного искусства, Коровин остался «не у дел» после революции 1917 года, которую он не принял. В 1919 году он был вынужден бежать из городской квартиры в глушь Тверской губернии в деревню Островно. Секретарь Союза писателей и журналистов В. Зеелер писал: «Несколько лет жизни «под большевиками» совсем изнурили крепкую натуру художника: постоянные, нескончаемые обыски; налеты ночных бандитов; всякие «сокращения»; продовольственные лишения создали обстановку совершенно непереносимую…»
В деревне было спокойнее и легче с пропитанием. Семья художника бедствовала, не было возможности лечить больную жену и сына. Последние две персональные выставки Коровина прошли в Москве в 1921 и 1922 годах. А.В. Луначарский в разговоре с Коровиным был откровенен: «Вы устали от революции, я понимаю. Вам следует уехать за границу. Конечно, мы не можем предоставить вам для этого средства».
В 1922 году вслед за уехавшим другом Ф.И. Шаляпиным Коровин с семьей покидает Россию. Перед отъездом художник передал почти все свои картины своему агенту для устройства выставки по приезде за границу. Однако тот не выполнил договоренностей и исчез вместе с картинами и деньгами из поля зрения художника. Как оказалось, после закрытия выставки в Голландии картины пропали, очевидно, не без участия ее устроителей, так Коровин остался и без картин, и без денег. Поначалу у художника возникало намерение вернуться в Россию, особенно под влиянием писем друга, музыкального критика Б. Красина, который звал домой и даже прислал Коровину на дорогу 250 долларов, выделенных комитетом по организации выставок. Художник не мог выехать из-за долгов и семейных обстоятельств, но деньги долго хранил в неприкосновенности.
Обосновавшись в Париже, Коровин сразу включается в работу. Он принимает участие в выставках, оформляет оперные и балетные спектакли. По отзывам зрителей, художник создавал в спектаклях элементы «зрелища», равноценные музыке.
Высшей точкой в выставочном деле художника стала персональная выставка «Впечатления Парижа» в 1929 году. «Коровин — один из прекрасных русских художников данного момента, — писал известный французский художественный критик Л. Воксель. — Его искусство — сама жизнь, движение, свет». И.Е. Репин пишет художнику: «Ваш Илья Репин — коленопреклоненный… аплодирует!!! Коровину». А вот что пишет сам Коровин Б. Красину: «Работал декорации, рисунки костюмов, картины, контракты – славы много, успех, газеты пишут ух! Чести, а денег, денег грош, только-только дышать можно».
К 1929 году Коровин переживает взлёт творческой деятельности, хотя материального достатка и душевного покоя это не приносит. У жены прогрессирует туберкулез, сын женился, родился внук. Главной опорой разросшейся семьи оставался сам пожилой художник. Обстановка в семье была нелегкой, сын в состоянии депрессии совершает очередную попытку самоубийства, после которой понадобилось длительное лечение…
Постепенно активность Коровина как художника спадает — старость брала свое. Коровин становится почетным членом Союза деятелей русского искусства во Франции. Он желанный гость на собраниях Союза и как художник, и как рассказчик. Его рассказы о знаменитых современниках и старой Москве приводили слушателей в восторг. С 1929 года рассказы и очерки К.А. Коровина появляются в парижской печати. Самые первые литературные опыты относятся ко времени, когда он еще жил в России. Вместе с Шаляпиным Коровин писал рассказы «Утехи и горести рыболовов» в ежедневно издаваемом друзьями «Журнале для себя». В 1914 году вышли в свет два его очерка о Шаляпине и Левитане.
В ноябре 1931 года отмечалось семидесятилетие К.А. Коровина, а в 1932 году более широко — пятидесятилетие его творческого пути. Ирина Шаляпина, посетившая художника в 1932-м, ужаснулась убогости обстановки, в которой жил Коровин. «То, что представилось моим глазам, — вспоминала она, — потрясло. Я не могла представить, что так может жить один из лучших наших художников. Сырая комната, в углу кровать, задернутая пологом, несколько стульев».
Художник пытался скрывать от окружающих свое бедственное положение. Русский доктор часто лечил семью Коровиных даром, иногда получал вместо платы картины. К 1932 году Коровин определенно решил не возвращаться на Родину: «Куда теперь, кому я нужен, руки трясутся», — говорил он.
В декабре 1934 года С. Дорожинский предлагает Коровину написать автобиографию и обещает издать ее. Художник с энтузиазмом принял это предложение и написал мемуары «Моя жизнь», которые охватывают период с раннего детства до 1917 года. Однако рукопись увидела свет только через 35 лет, так как Дорожинский добивался, чтобы Коровин передал ему все права на публикацию. На Родине о Коровин знали только как о художнике вплоть до 1971 года, когда И.Зильберштейн и В. Самков опубликовали сборник «Константин Коровин вспоминает…»
К.А. Коровин скончался 11 сентября 1939 года. Он похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, там же в 1947 году похоронена его жена, а в 1950-м — сын. На могиле Коровина стоит простой деревянный православный крест. Замечательный русский художник и писатель воздвиг себе памятник иного рода: он оставил яркий след в мировой живописи и в русской литературе.