Не все знают, но свой творческий путь «Алиса» начала без Кости Кинчева. С самого начала группа фонтанировала идеями и уже играла достаточно крутые темы, но без харизматичного вокалиста это не получало нужного завершения.
Москвич Панфилов же наоборот уже практически созрел для того чтобы стать «буревестником новой волны» Кинчевым, но ему не хватало безумной группы. Все искали «Энергию» и в конечном итоге ее нашли.
Но что было до этого?
Итак, в 1983 году произошло слияние двух Ленинградских команд - «Хрустальный Шар» и «Демокритов Кололец». Возглавил творческие процессы лидер «Шара» Святослав Задерий.
Вкусы участников сильно разнились - Андрей Шаталин тяготел к хард-року и блюзу, клавишник Павел Кондратенко к нью-вейву, Задерий к психоделии, а барабанщик Михаил Нефедов к арт-року. Музыканты решили отбросить стилистические рамки, отдаться хаосу и просто творить.
Этот фьюжн и разновекторность сослужит добрую службу «Алисе» и в будущем. Несмотря на стилистические рамки, группа будет долгое время играть в индивидуальном ключе.
Вокалистом, кстати, чуть не взяли будущего басиста «Алисы» Петра Самойлова (он играет в группе до сих пор). Но в итоге эта роль досталась Борису Борисову. Он также играл на саксофоне. Впрочем, певцом и фронтменом он был слабым, что и стало причиной последующих судьбоносных решений в истории группы и советского рока.
В таком виде группа играла около года и выступила на 2-м фестивале Ленинградского рок-клуба. Впрочем успеха не сыскала, но там ее увидел Кинчев (и решил про себя, что «он хотел бы петь в ней).
Уже тогда в лайвах был акцент на шоу. Так, например во время исполнения песни «Сильные идут вперёд» на сцену выносили репродукцию «Бурлаков на Волге» Репина.
Программа того времени называлась «Кривозеркалье». Одноимённая запись - это довольно приличные репетиционные записи + хороший лайв из Выборга, пост-фактум объединённые в более чем 70-минутный альбом.
В юности с удовольствием слушал его. Конечно эти песни наивны в сравнении с тем, что «Алиса» играла позже. Но в них уже есть то, что в последствии вылезет на «Энергии» - кайфовая смесь из шизанутого нью-вейва, психоделии и хард-рока с прикольными аранжировками (да-да, не Кинчев первый тащил группу в тяжеляк, там уже был Андрей Шаталин). Звучит на уровне «Начальника Камчатки» Кино (это как раз записи одного года), но увереннее и мощнее. Поют Борис Борисов и Святослав Задерий.
Мои фавориты - уже упомянутая «Сильные идут вперёд», «Город», «Паруса звездолова», «Гуталиновый ангел», «Сумасшедший твист», «Мужчина - машина, женщина - лед», «Поколение X» и «Танец на палубе тонущего корабля» (с вокалом Кинчева ее перезапишут на «хулиганском» альбоме «206 ч. 2»).
После знакомства Задерия и Кинчева на записи «Нервной ночи», последний стал участником «Алисы» и дальнейшая история хорошо известна. От песен из раннего репертуара быстро отказались - в сравнении с песнями Кости они смотрелись слабыми.
Однако в период полураспада группы после записи «Энергии», в 1986 году был записан ещё один «альбом» без Кинчева (тоже по факту сборник разных записей) - «Поколение X». Пели Задерий и приглашённая джазовая певица Терри. На мой взгляд запись не очень интересная и составлена из остатков.
В это же время половина «Алисы» однажды подыграла Александру Башлачеву в результате чего после него осталась единственная «электрическая» запись. Впрочем это конечно громко сказано - послушайте эти 9 песен и все поймете сами. Для гения с железной фиксой единственной настоящей группой была только его акустическая гитара...
К концу 1986 года Задерий покинул группу и с тех пор бразды правления остались у Кинчева. Сам он начал новую группу «Нате!», которая в конце 80-х была довольно успешной, но с распадом СССР сдулась.
На мой взгляд логично - ничего особенно яркого там не было, тот же утяжеленный нью-вейв/постпанк, что и у «Алисы» только хуже. «Кривозеркалье» было намного круче!
Впрочем особой вражды между двумя лидерами впоследствии не было - Задерий иногда залетал на лайвы «Алисы» делать шоу, его всегда приглашали поиграть на юбилейные концерты, да и плюс оба - и Задерий, и Кинчев, близко дружили с Башлачевым, их общим другом.
Наверняка была некоторая обида на то, что твой коллектив увели. Но с другой стороны, по словам инсайдеров и современников - Святослав хоть и был мощным генератором идей, но не был сильным музыкантом и уверенным лидером.
Так или иначе благодаря обоюдному движению в сторону друг друга - инь и янь «Алисы» и Кинчева встретились и подарили нам большое явление. Всего этого не было бы без сумасшедших песен с «Кривозеркалья»!
А вам нравится «Алиса» Святослава Задерия? Пишите в камменты!
Читать еще:
«Нервная Ночь»: Доктор Кинчев в поисках «Энергии»:
https://dzen.ru/a/Y_8HpsMJI2Tzx9vi?share_to=link
Алиса «БлокАда»: Это про 2023?
https://dzen.ru/a/Y_XQqVk7mG5Mk-y_?share_to=link
«Алиса» 80-х: Пост-панк, нью-вейв и никакого «Неба славян»
https://dzen.ru/a/Y-KiKB0omW1OC8Pt?share_to=link
ТОП-6 действительно великих альбомов «Алисы»
https://dzen.ru/a/ZAb5TXnRki-Tn-tx?share_to=link
ТОП альбомов "Алисы" по версии "Серцельва: https://dzen.ru/a/ZCRbs0uIAHzO65jS?share_to=link
"Небо славян": Вторая волна популярности "Алисы" и ее последствия"
https://dzen.ru/a/ZCBEGHjZNkVHxeeF?share_to=link