Культура Казахстана в начале XX в. отражает сложнейшую атмосферу переходного общества, в основе которой лежат разнообразная культурная деятельность и борьба различных социальных сил. Думается, что формальное прохождение большинства населения через «ликбезы» не являлось решающим шагом. Более того, разговоры о поголовной безграмотности в степи безосновательны. А.Букейханов в начале XX в. отмечал: «В еще недавно поголовно безграмотной степи, ныне встречаются ученые типа Науана, окончившие высшие мусульманские школы в Самарканде, Бухаре, Константинополе, Казани, и других мусульманских центрах. Трудно сказать, какой процент казахов грамотен, так как обучение ведется тайно, и сведения не подаются в статистическую литературу». Вместе с тем, в Казахстане, в связи реформой народного образования (сер. XIX в.) была создана широкая сеть советских учебных заведений. Составной частью культурной революции большевиков были алфавитные реформы. За годы культурной революции по велению центра казахам трижды приходилось менять письменность: в начале с арабского на латинский, затем с латинского на кириллицу (1930, 1937 гг.). Не хватало ни учителей, ни учебных пособий, не говоря уже о том, что в своей основной массе преподавательский корпус подвергался различным гонениям и социальной профилактике в лагерях. Культурная революция была придумана не для того, чтобы поднять грамотность народа, а скорее, для того, чтобы вырастить «нового человека», т.е. «манкурта». В принципе, к 1935 г. сеть начальных школ была создана, уровень охвата детей достиг 90 %, но об отсутствии полного образования говорит тот факт, что в 1936 г. по всей республике среднюю школу окончили всего 11 казахских детей. Только в 50-х гг. было осуществлено всеобщее семилетнее обучение, в 60-х гг. - восьмилетнее, а в 70-х1гг. - среднее. Наряду с этим наблюдается постепенное снижение качества знаний, формализация учебного процесса, идеологизирован269 ность и деэтнизация в школах Казахстана. Фактически то положительное, что было в образовательном уровне начала XX в., сохранилось до 50-60-х гг. Сеть высших и среднеспециальных учебных заведений в республике создавалась в послевоенные годы. В 50-е гг. были открыты 13 институтов, в 60-70 гг. - 27 высших и свыше 100 среднеспециальных. Несмотря на идеологизированность системы образования, качество подготовки в вузах до недавних времен было высоким. Вместе с тем на уровне знаний отражается незнание новейших достижений науки и техники. Крупнейшим событием после войны стало открытие Академии наук Казахстана (1946 г.). Первым президентом был избран выдающийся ученый К.Сатпаев. К 90-м гг. в составе АН находились 32 научных учреждения, около 250 докторов и 2000 кандидатов наук. В эти же годы АН столкнулась с необходимостью реформ, координации тем, освоения новых направлений, избавления от неэффективности. Искусство и литература Казахстана имеют богатое наследие тысячелетней культуры кочевников Центральной Азии. Литература 20-30-х гг. богата яркими творцами (Ж.Аймауытов, М.Жумабаев, С.Торайгыров, А.Байтурсунов, Ш.Кудайбергенов, а позднее Б.Майлин, И.Жансугуров, С.Сейфуллин и т.д.). Крупным явлением в казахской литературе 30-40-х гг. стали пьесы, повести и роман - эпопея М.О. Ауэзова. В послевоенный период художественная литература обогатилась творчеством нескольких поколений писателей. Успехом пользовались книги О.Сулейменова, И.Есенберлина, А.Кекильбаева, М.Шаханова, О.Бокеева и др. Во второй половине 20-х гг. зарождается профессиональное театральное искусство и казахская национальная живопись. Первый театр открылся в 1926 г. в г. Кызыл-Орде. Театральная труппа состояла из известных актеров-самородков. В эти же годы А. Кашаубаев с большим успехом выступил в концертных залах Москвы и ряда европейских городов. Накануне войны появились еще несколько театров - Театр оперы и балета, Театр кукол, Русский театр драмы. Творческая интеллигенция республики работала под жестким идеологическим контролем партийных органов. Несмотря на успехи в развитии культуры, проблемы духовного возрождения оставались в тени. Преподносимая как национальная, казахская культура на самом деле была далека от своих корней. Малейшая творческая самостоятельность строго пресекалась. Поэтому в ней много чисто переводного, интернационального, под которыми обычно преподносились вульгарно классовые или же европоцентрические идеи. Культура XX в. была не только пролеткультовской, но вместе с тем и атеистической. На протяжении тысячи лет на территории Казахстана культурновоспитательная роль ислама была огромной. Под его непосредственным воздействием формировалась и тради270 ционная культура казахов начала XX в. Казахская интеллигенция этого периода была носителем идеи джадидизма - реформаторского движения мусульман России. В его основе лежала идея преобразования школы (а вместе с ней и общества) на принципах сознательного, осмысленного отношения к обучению, что позволило бы просветить народ, вывести его из тьмы невежества к свету знаний, чтобы построить новое, просвещенное общество и сравняться с европейскими народами. Основоположником реформаторского движения был И.Гаспринский - крымский татарин. Его в числе своих трех учителей (Кунанбай, Абай) называет Ш.Куцайбердиев. Другим важнейшим элементом духовно-религиозной культуры был суфизм, который, не отрицая обрядовую сторону ислама, исходил в первую очередь из идеи духовного слияния с Богом посредством внутреннего преобразования личности (путь тариката). О влиянии суфизма свидетельствует суфийская направленность казахской литературы второй половины XIX в. Таким образом, для религиозной жизни казахского общества начала XX в. были присущи эти две особенности. В Казахстане было много людей, владевших наряду с тюркским, арабским и языком фарси. Морально-этические нормы духовной жизни, формировавшиеся на основе ислама, наряду с языком и самобытной культурой делали казахский этнос неповторимым и единственным, открывали ему путь в общечеловеческую сокровищницу цивилизации. На территории Казахстана в начале XX в. проживали многочисленные приверженцы и других конфессий - христианства (православные, католики и протестанты), иудаизма и буддизма. Вслед за таким привлекательным для мусульман актом, как Обращение Совета Народных комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября 1917 г., начался новый этап в жизни мусульман, ознаменовавшийся уничтожением мечетей, книг, гонением служителей и т.д. Одним из распространенных обвинений в Советское время было обвинение в панисламизме. В 20-х гг. таковых считали любого человека, высказывавшего сомнения по поводу перехода к другому алфавиту, в 30-50-е гг. хранящего у себя книги на арабской графике, в 70-80-е гг. - простого посетителя мечети. Антирелигиозную борьбу Коммунистическая партия проводила через деятельность «Союза воинствующих безбожников» (существовала в Казахстане 1925 года, а затем - различные атеистические течения)
Источник Артыкбаев-Ж.О