Найти тему

Социальная организация Казахстана в XX веке.

Казахстан город Павлодар
Казахстан город Павлодар

В начале XX в. территория Казахстана находилась в составе различных административных центров Российской империи: Степного (Омск, Оренбург), Туркестанского, Астраханского генерал-губернаторств и Закаспийской области (территория расселения адаев была передана в 1872 г. после восстания). Ведущей тенденцией социально-экономического развития является все более интенсивное проникновение капиталистических отношений: патриархальные черты общества прикрывают суть капиталистической эксплуатации: «Патриархально-родовые отношения при известных условиях проявляют необычайную способность приспосабливаться к своему антиподу, происходит нечто вроде капитализации родовых отношений» (В.Г.Соколовский). Однако социальные процессы в Казахстане не доросли до серьезных противоречий. Вместе с тем, благодаря значительному развитию земледелия, промышленности, городов и переселенческого движения в Казахстане, социальная структура весьма осложнилась. Как предвестники новых социальных отношений появилась торгово-ростовщическая буржуазия, увеличилась численность работающих в различных отраслях горной промышленности, большое количество людей было занято промыслами. Образ жизни характеризуется переходными чертами, в основе которой лежит комплексная хозяйственная деятельность. Нет четко сформировавшихся социальных стартов. Значительным общественным событием начала XX в. стал Манифест от 17 октября 1905 г. На многочисленных 248 митингах казахов поднимались вопросы национального характера: прекращения переселения крестьян, передачи земель в собственность казахов, открытия школ, свободы вероисповедания (особенно религиозные и земельные темы). Русская переселенческая деревня осталась безучастной к волнениям, охватившим различные регионы Казахстана. Из многочисленных петиций и телеграмм, отправленных на имя царя в 1905 г.'своей содержательностью и принципиальностью отличается послание казахов Степного края (петиция была составлена во время Куяндинской ярмарки на территории Каркаралинского уезда). Ниже приводятся некоторые пункты (всего сорок семь): «...1. Разрешить казахскому народу сооружение мечетей, медресе, свободным отправлением богослужения с преподаванием в медресе арабского, персидского и турецкого языков и сооружения среди казахов типографии для издания газеты и книг. 2. Начальники над казахами знали бы казахский язык. Назначение и устранение совершилось бы по выбору представителей общества казахов. Вместо нынешних крестьянских начальников были бы мировые посредники. На эту должность назначить из казахов с достаточным образованием. 3. Все делопроизводство велось бы на казахском диалекте, а также писари и стражники, рассыльные назначались бы исключительно из казахов. 4. Земли при реке Иртыш, которые с давних времен состояли в пользовании казахов как родовые, а затем перешедшие в пользу войска, а также земля, принадлежащая в пользу ведомства Кабинета Его Величества, находящаяся в пользовании казахов, оставались бы в вечном владении ранее занимаемых казахов, как их родовое. 5. Открытие в горных степях на землях, принадлежащих казахскому населению, горнопромышленного дела было бы предложено самим владельцам земли - казахам открывать заводы, производить окопы и т.д. Если они откажутся от такого предприятия, то тогда лишь предоставить право пользование таковыми рудами другим лицам с тем, чтобы последний платил бы аренды по десятины. 6. Воспрещено было бы посещать население казахов миссионерами. 7. Казахи пользовались бы правами наравне с православными в отношении приобретения земли во всех уездах, областях и губерниях Империи, а также занятии государственной службы. 8. В школах не преподавались бы христианские духовные уроки. 9. Депутаты-казахи участвовали бы в Государственном Совете, когда коснется вопрос о казахах. 10.... В прошлом о казахах давались сведения самые не одобрительные, т. е. дескать, казах - вор, казах - сутяга, казах - лгун, казах - лентяй, конечно, появлялись некоторые непонимания между Высокопоставченным 249 лицом и бедным казахским населением. На самом деле, из всех подданных Царя казахский народ есть самый неприхотливый, терпеливый, всепрощающий, немстительный и в высшей степени простой, всегда душой повинующийся повелению Царя, хотя иногда ... в телеснодушевном отношении противно». Другое письмо от казахов Каркаралинского уезда имеет характер ходатайства царя о предоставлении казахам права участия в Государственной думе. Приведем отрывок из него: «В самом деле, какие же могут быть серьезные основания, не греша против элементарной справедливости и истины, выделять шестимиллионных казахов в особую бесправную группу? Правда, мы занимаемся скотоводством, и интересы скотоводческого хозяйства заставляют нас кочевать, а не бродить, как думают, летом 3-4 месяца, но следует ли из-за этого лишать такого важного драгоценного политического права участвовать в земском соборе. Почему занятия скотоводческой культурой должно лишать казаха избирательного права, когда такового права не лишают занятия торговлей, земледелием, рыболовством и другими промыслами? Народы Российской Империи действительно весьма различны по образованности, культуре и, следовательно, пониманию государственных задач, между ними казахи занимают не первое, но и не последнее место. Не доказано, чтобы казахи общественные и государственные задачи понимали хуже русских крестьян, не говоря уже о других оседлых инородцах, призываемых предпочтительно пред казахами к устройству государственной жизни. Кто будет защищать интересы казахов? Кто может правильно выяснить назревшие их нужды и способ их удовлетворения, если не будут участвовать в земском соборе избранные нашим народом на общепринятых теперь основаниях представители?!» В подготовке обоих посланий участвовали представители казахской интеллигенции. Так, в архиве содержится документ, составленный по поводу выше изложенных писем. «Приговоры и доверенности были отправлены в г. Омск на имя ученош-лесовода Алихана Букейханова, который, можно думать, является главным организатором и руководителем дела по составлению поданных казахами петиций и телеграммы на Высочайшее Имя», — сообщает Каракаралиский уездный начальник. Далее он предполагает, что «первоначальный текст телеграммы был значительно изменен г. Акпаевым «(Жакуп Акпаев - Ж.А.), ввиду чего г. Букейханов является только инициатором и руководителем этого дела, но не может считаться ответственным за редакцию телеграммы». С момента свершения Февральской революции (1917 г.) начинается бурное развитие общественно-политической жизни. Первый всеказахский съезд состоялся в июле 1917 г. в г. Оренбурге. На повестке дня было 14 вопросов: система государственного управления, автономия, 250 земельный вопрос, народная милиция, земство, образование, суд, религиозные проблемы, женский вопрос, участие в Учредительном собрании, образование политической партии и т.д. Съезд решил отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе «демократической, парламентской и федеративной Российской республики». В резолюциях съезда особое внимание обращалось к земельному вопросу о необходимости прекращения изъятия земель, переселения в степь, возвращение конфискованных участков. В качестве депутатов в Учредительное собрание был выдвинут 81 человек. На первом всеказахском съезде произошло образование партии «Алаш». Это событие является знаменательной вехой в многовековой истории казахов. Общественная активность казахской интеллигенции, сплотившаяся вокруг газеты «Казах» под идейным руководством А. Байтурсунова, А. Букейханова и М.Дулатова, спасла казахский этнос от неминуемого разорения и гибели, которые постигают неорганизованные народы в такие бурные времена (Создание Туркестанской, Казахской автономной республики, преобразование ее в союзную необходимо рассматривать в этом контексте). Однако гражданская война, развал экономики, разруха в России предопределили победу советской власти. Национальное правительство, созданное лидерами партии «Алаш» не смогло противостоять победе большевиков. Таким образом, с 20-х годов социальные процессы обрели совершенно новое течение. Трагической особенностью общественной жизни Казахстана 30-х г. XX века является установление тоталитарного режима. Начиная с конца 20-х г. начали проводиться крупномасштабные операции по ликвидации интеллигенции. Физическому уничтожению, в лучшем случае, выселению из республики подверглись видные общественные деятели еще в 1927-1929 гг. Обещанный большевиками суверенитет оказался ложью, центральная власть в Москве не считалась ни с интересами населения Казахстана, ни с национальной спецификой. Общественная жизнь обрела гнетущий характер особенно после прихода Ф.Голощекина (1925 г.) на пост первого секретаря КазВКП (б). В середине 30-х г., когда в Москве нарастала борьба внутри партии, в республику были спущены установки ЦК ВКП (б) об искоренении представителей национальной интеллигенции («двурушников», по партийной терминологии тех лет ). Расстрелы интеллигенции назывались высшей мерой социальной защиты, а концлагеря, заполнившие страну, местом социальной профилактики. В 30-е гг. тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественнополитической жизни. Последняя треть 30-х гт. ознаменовалась новой волной политических репрессий, принявших массовый характер. Укрепление культа личности Сталина и нетерпение всяческого инакомыслия, попытки все трудности развития страны объявить результатом деятельности «врагов народа» привели к физическому устранению почти всех сколько-нибудь влиятельных лидеров, могущих составить оппозицию правящему режиму, т.е. руководящих партийных и советских работников. Для начала карательных мер против казахской национальной интеллигенции поступило непосредственно письмо Сталина. «Я целиком за привлечение беспартийных интеллигентов к советской работе, — писал Сталин 29 мая 1925 г. в письме, направленном в Алматы и сыгравшем роковую роль в судьбе казахской интеллигенции. - Я также за то, чтобы беспартийные были привлечены к делу насаждения киргизской культуры и решительно прот ив того, чтобы они были допущены к делу борьбы на политическом и идеологическом фронте. Я против того, чтобы беспартийные интеллигенты занимались политическим и идеологическим воспитанием киргизской молодежи». В 1937-1938 гг. в «национал-фашизме» и шпионаже были обвинены Т.Рыскулов, Н.Нурмаков, С.Ходжанов, У.Кулумбетов, О.Исаев, О.Жандосов, А.Досов, А.Асылбеков, Ж.Садвакасов, С.Сафарбеков, Т.Жургенов и многие другие. Репрессированы были и виднейшие деятели культуры и науки — А.Бокейхан, А.Байтурсун, М.Дулатулы, А. Ермеков, Х.Досмухамедулы, М.Тынышбайулы, М.Жумабай, С.Сейфуллин, И.Жансугуров, Б.Майлин, С.Асфендияров, Ж.Шанин, К.Кеменгеров и мн. другие. Обвинения, выдвинутые против них, были абсурдными, в частности, их объявили виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-х - 30-х гг., связях с японской разведкой, попытке отделения Казахстана и т.п. В Караганде и ряде районов прошли показательные открытые процессы над «врагами», однако большая часть их была осуждена внесудебными органами. Число арестованных в 1937 году по Казахстану достигло 105 тысяч человек, из них 22 тысячи были расстреляны. Если в середине 1937 г. в составе ЦК Компартии Казахстана было 85 членов, 35 кандидатов, 11 членов ревкома ( всего —121 человек), то к концу этого же года осталось только 68 человек, т.е. было уничтожено более половины членов ЦК. Суровым наказаниям подвергались не только сами репрессированные, но и их семьи, дети. Таким образом, к трагедии крестьянства прибавилась трагедия интеллигенции, став тем самым трагедией и несчастьем всего казахского народа. В настоящее время в республике реабилитировано около 40 тысяч жертв сталинского террора. Возвращены народу добрые имена А. Байтурсынова, М.Жумабаева, Ж.Аймауытова, А. Букейханова, М. Дулатова, М.Тынышпаева, С.Асфендиарова и многих других деятелей Казахстана. Сущность советской системы в Казахстане проявилась в особо уродливых формах. Придание республике статуса союзного государства, различные общественные преобразования проходили под жестоким диктатом тоталитарно го режима. Все силы идеологической системы КПСС были направлены на формирование безликой массы - «общности 252 советских людей». Отсчет истории начинали только с 1917 г. Вместе с тем под видом «советских обычаев» (особенно после 1945 г.), преподносилась и абсолютизировалась роль русской культуры и языка. При отсутствии демократических традиций в общественной жизни России подобный патернализм (старший брат) превращался по отношению к другим в настоящий геноцид. Тоталитарная система, сформировавшаяся в 30-е гг., без каких-либо изменений господствовала в общественной жизни до середины 80-х гг. Первое открытое выступление против этой системы в масштабах СССР состоялось в Алматы в 1986 г

Источник Артыкбаев-Ж.О