Найти тему
Новый учитель

Проверка предметных знаний с Риммой Раппопорт

Оглавление

Четвёртый этап отбора в «Учитель для России» — проверка предметных знаний. Их оценка проходит в формате интервью с методистом. Если у вас синдром самозванца, вы думаете, что после ЕГЭ прошло много лет и всё забылось, не спешите отменять заявку в нашу программу! Методист проведёт собеседование и порекомендует литературу, которую нужно прочесть до выхода в школу.

Как проходит финальный этап отбора? Как к нему подготовиться? Как освежить знания? Рассказываем с методистом филологов Риммой Раппопорт.

Римма Раппопорт — выпускница филфака университета им. А. И. Герцена, магистратуры СПбГУ «Образовательный менеджмент в области филологии» и аспирантуры Института педагогики СПбГУ, автор книги «Читай не хочу. Что мешает ребенку полюбить книги». Вы можете знать Римму по её блогу, классным статьям на «Меле» и в «Вестях образования».

В “Учителе для России” я работаю с учителями, помогаю им войти в профессию и узнать, какие есть принципы и приёмы преподавания русского языка и литературы. Раз в месяц отсматриваю записи уроков наших участников, провожу образовательные вебинары.

Как устроено собеседование при отборе

Участник отбора (он же будущий учитель словесности) заранее читает текст, а на собеседовании мы обсуждаем его с точки зрения русского языка и литературы. Обычно я задаю ряд аналитических вопросов, связанных с литературой, а также вопросы по грамматическим правилам, встречающимся в тексте. Так мы проверяем навыки анализа и понимания текста, знание школьной программы и умение в ней ориентироваться. Также выясняем, какой подход у участника: школьный или филологический.

Мы делаем акцент и на педагогических аспектах. Часто на собеседовании я предлагаю участнику разобрать ситуацию, когда ученики задают «неудобные» вопросы в области русского или литературы. И порассуждать, как действовать и что отвечать.

Чаще всего обсуждаем темы из программы средней школы и школьные литературоведческие понятия. Проверяем, выясняет ли человек, «что хотел сказать автор», или более профессионально подходит к литературе. По секрету, иногда я задаю вопрос о функциях литературы в школе. Можно заранее подумать об этом ;)

Для нас важнее то, как человек рассуждает при ответах, способен ли он думать и развиваться. Ведь единственного правильного ответа на вопрос часто нет. Пробуйте!

Как подготовиться

Повторите школьную программу по русскому языку и литературе. Обычно мы рассматриваем вопросы на уровне средней школы, не погружаясь в программу 10-11-го класса. Я не буду проверять, насколько досконально вы знаете «Войну и мир». Также для меня важно, чтобы человек поделился своей любимой литературой.

Желаю участникам отбора постараться поменьше нервничать (знаю, что это сложно). Обязательно ответьте себе на вопрос, зачем именно вам становиться учителем русского языка и литературы. И что изменится в школе, когда вы пройдёте отбор и окажетесь там.

Что почитать

  • Справочник Д. Розенталя
  • «Русский язык» Е. Литневской
  • Словарь литературоведческих терминов С. Белокуровой
  • Сайт «Полка» (материалы по школьным произведениям)
  • Группа «Методическая копилка словесника»
  • Сайт «Гильдия словесников»

Проверьте себя: задача от Риммы

Ребёнок на вопрос: «Почему здесь ставится запятая?» — отвечает, что перед «что» запятая ставится всегда. Стоит ли попросить у него другого объяснения и почему?

Пишите ответы в комментариях!