Найти тему
Сказы Истории

Предательство инока Феоктиста

Тихо и мирно протекала жизнь в этом оторванном от всего мира углу. Непрестанная борьба с суровой природой наложила особый отпечаток на этих людей, скорее напоминающих воинов, чем иноков. Они жили своей обособленной жизнью, свято соблюдая обычаи старины, молились по старинным церковным книгам, хранившимся здесь столетия и крестились двуперсным знамением, как основатели Соловецкого монастыря Зосима и Савватий.

Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией. Крепость укрепляли таким образом, чтобы она могла выдержать любую осаду, имея запасы продовольствия на многие годы, воды и военного снаряжения (90 орудий и пищали), многие иноки владели воинскими навыками. Располагаясь на острове, крепость была неприступна.

Наступил 1656 год, стояло хмурое осеннее утро. На стене монастыря, выходившей к морю, стоял дежурный монах и всматривался вдаль. На самом краю горизонта он увидел черную точку, которая постепенно росла и приобрела очертания большой парусной лодки. Прибывшие были два священника, сопровождаемые поморами, из Москвы от Святейшего патриарха.

В небольшой келье их ожидал игумен, глубокий старец, с живыми пытливыми глазами. Гости сообщили, что присланы Святейшим патриархом Никоном и государем всея Руси Алексеем Михайловичем. И привезли от владыки новые книги, по которым теперь должно службу править.

- Какие книги? – нахмурясь спросил игумен.

Тогда приезжие кратко объяснили, что патриарх Никон занялся исправлением старых церковных книг, найдя в них ошибки, искажавшие настоящий смысл православной веры. И что по всей Руси уже введены эти исправленные книги и служба церковная по ним свершается.

- Я велю собрать собор старцев, там мы рассмотрим эти книги, - промолвил игумен и отпустил послов.

Когда игумен изложил старцам суть дела, в ответ поднялся изумленный гул. По мере прочтения новых книг, негодование и изумление их росло. Как? Нужно креститься тремя перстами, а не двумя? Крестный ход ходить не по солонь, а против солнца.

- Не примем новых книг, - зашумело собрание, - еретические они. Уж не антихрист ли сам патриарх Никон, осмелившийся посягнуть на освященные веками церковные обычаи?

Собор единогласно постановил: новых церковных книг не принимать и богослужение совершать по-старому. В этом духе и был составлен ответ, который послы должны были отвезти царю и патриарху.

Прошло несколько лет. С виду в монастыре ничего не переменилось, только чаще стали появляться беглецы с материка, спасавшиеся от преследования за старую веру и рассказывали они страшные вещи.

Со временем Соловки стали считаться оплотом старой веры и центром оппозиции Государю и патриарху.

Наконец в 1666 году правительство решило принять строгие меры по отношению к непокорной обители. Туда был послан царский указ с приказанием архимандриту Варфоломею приехать немедленно в Москву. Однако монахи не отпустили отца игумена на верную смерть и написали челобитную, что не желают никаких нововведений и готовы пострадать за старую веру.

В ответ на эту челобитную был прислан новый указ, повторявший прежние приказания. И опять монахи не покорились и послали к царю послов с новой челобитной, опять не имевшей успеха.

Так повторялось несколько раз. Ответа на последнюю челобитную не последовало, и монахи немного успокоились. Но однажды к берегу пристали лодки с правительственными войсками, которыми командовал рослый пожилой воевода,

Ворота монастыря были заперты. Старцы собрались на совет, выступил игумен:

- Братья! – начал он, - настало тяжелое время. Перед нами два пути: или покориться или смерть получить.

- Лучше смерть, чем покориться! – раздалось в ответ.

Решили защищаться до последней капли крови. Немедленно приступили к организации обороны. Припасов в монастыре было достаточно, всех монахов насчитывалось 1500 человек, так что правительственным войскам пришлось натолкнуться на серьезное сопротивление.

-2

Четыре года простоял воевода Григорий Волохов под стенами монастыря, но единственным результатом этой осады было взятие в плен нескольких смельчаков – иноков, пытавшихся проникнуть во вражеский стан. Воевода подверг их ужасным пыткам, но и на дыбе, и под кнутом они прославляли старую веру.

Все это время Волохов жил в Сумском остроге, поблизости от монастыря и занимался поборами с монастырских волостей. Поблизости на Заячьем острове поселился архимандрит Иосиф, присланный из Москвы в монастырь, но изгнанный старцами как еретик. Он тоже занялся поборами с сумских и кемских вотчин.

Иосиф жаловался в Москву на злоупотребления Волохова, а последний доносил, будто архимандрит и его старцы бражничают, за государево здоровье не молятся, чем способствуют мятежникам. Разгорелся скандал, да такой, что однажды Волохов избил архимандрита и посадил его на цепь. Оба противника были вызваны в Москву и уже не вернулись на Белое море.

На место Волохова в 1672 году был прислан новый воевода Иевлев с подкреплением в 600 стрельцов, человек лютый и жестокосердый.

Первым делом он сжег все, что находилось за стенами монастыря: рыболовные снасти монахов, запасы дров, скот, выгнанный еще до начала осады за стены, да так и оставшийся там. Но и эта решительная мера не помогла. Монастырь по-прежнему был неприступен, а вот в войске появилась цинга, которой был поражен и сам воевода, вынужденный поэтому возвратиться в Москву.

С трепетом ждала братия прибытия нового воеводы. Силы их понемногу истощались, цинга, свирепствовавшая в войске, перебросилась и в монастырь и унесла до 700 монахов.

Наконец, прибыл новый воевода Иван Мещеринов, не только не уступавший Иевлеву в жестокости, но и превосходивший его. Он привез с собой подкрепление и пушки и начал готовиться к осаде. Однако бомбардировка не принесла желаемого результата, стены монастыря выстояли. Тогда Мещеринов решил действовать иначе и дал приказ готовиться к штурму обители. Вокруг монастырских стен закипела работа: копали рвы, воздвигали земляные укрепления, делали подкопы.

К маю 1675 года вокруг Соловецкого монастыря было установлено 13 городков (насыпные валы, с которых можно было обстреливать крепость).

Мещеринов повел войска на приступ. С громкими криками бросились стрельцы на стену, однако их осыпали градом камней, лили кипящую смолу и кипяток, сбрасывали с лестниц. Мещеринов, убедившись в бесплодности своих попыток, приказал трубить отбой. Он совершенно растерялся и не знал, что предпринять дальше. Ему уже мерещилась царская немилость, ссылка, и в душе его росла злоба против этих упрямых иноков, столько лет державших осаду.

Раздосадованный он сидел в своем походном шатре и не знал, что делать. Постучавшись вошел слуга и доложил, что его хочет видеть беглый монах из монастыря, чтобы поведать ему тайну великую.

Через минуту к нему робко вошел невысокий монах и бросился на колени перед Мещериновым

- Не вели казнить, вели слово вымолвить, - умоляюще заговорил он.

- Откуда ты? – раздался грозный вопрос.

- Я смиренный инок соловецкий, а зовут меня Феоктист, - произнес тот заплетающимся от страха языком. Невтерпеж мне стало среди этих бунтовщиков этих и пришел я к тебе защиты просить и государю послужить. Я знаю, как овладеть монастырем.

Он рассказал воеводе, что в одной стене есть место, где раньше была калитка, а потом монахи ее заделали, но плохо и кирпичи без труда можно разобрать.

В ночь 1 февраля 1676 года густой мрак окутывал обитель, монахи мирно спали, не подозревая об опасности. Дежурным на стенах был инок Логин. Он не сразу заметил Феоктиста и стрельцов, разбиравших отверстие в стене. Стрельцы, проскользнув в образовавшееся отверстие, подбежали к воротам, сбили с них замки и впустили войско, поджидавшее их снаружи.

Стража монастыря, прибежавшая на шум, застыла в ужасе. В ворота темной массой вливалось войско. Стража бросилась навстречу, но что могла сделать жалкая горсточка в тридцать человек против тысячного войска. Их тут же изрубили топорами.

Остальные монахи разбежались по кельям и заперлись в них. Мещеринов послал им сказать, чтобы они не боялись и вышли, так как он не намерен причинить им вреда. Монахи поверили и через час вся оставшаяся братия вышла во двор с хоругвями и иконами. Как только они приблизились к воеводе, он велел их всех схватить.

Начался последний акт кровавой драмы, в которой воевода творил суд и гнев его был безграничен. Жестокость и изобретательность Мещеринова не знала пределов. 60 монахов подверглись страшной казни через повешение и обезглавливание. Больных и престарелых связали попарно и бросили в прорубь. Всего было казнено около 400 человек. Остальных монахи были посажены в тюрьмы или сосланы в отдаленные города.

Монастырь опустел, был оставлен только караул.