Признаться лучше сразу, чем тянуть. Пусть даже вначале будет очень стыдно. Упомянутый в заголовке кино-шедевр я не смотрел. Совсем. И не то, чтобы в то время я был крайне мал. Нет, я был уже вполне совершеннолетним гражданином, даже закончившим ВУЗ, но вот как-то моё чёрствое и циничное сердце прошло мимо, без всякого сочувствия к страданиям героев. Такой вот пробел в воспитании-образовании. Но название-то я конечно слышал! И даже примерно представляю о чём там – интриги. И все плюс-минус родственники и все друг друга знают.
А, впрочем, почему мне должно быть стыдно? Давайте спросим у простых соотечественников на улице или в транспорте, что они знают о шведских королях за последние 300 лет? Готов делать ставки на то, что 90+% укажут только на 2 факта: первый – Карла XII разбили под Полтавой, второй – король в Швеции вроде бы до сих пор есть.
Я предлагаю немного заполнить лакуну между этими двумя совершенно верными утверждениями, а заодно, поговорить и о русском искусстве. История и искусство очень часто идут рука об руку.
Если вы думаете, что шведы, битые под Полтавой за то, что никак не давали открыть окно в Европу успокоились и сразу перешли к построению шведского социализма и шведских семей, то вы глубоко заблуждаетесь. Призрак если не империи, то страны, наводящей ужас на весь континент (поинтересуйтесь, что делали шведы в XVII веке, например, в Праге) ещё долго бродил по Стокгольму и окрестностям. После Полтавы и «окна в Европу» шведы трижды пытались «восстановить былое величие» и поставить на место зарвавшегося южного соседа. И только потом постепенно дошли до идеи нейтралитета.
Итак, 1788 год. На шведском престоле уже 17 лет восседает Густав III, между прочим Гольштейн-Готторп. Из этого простого факта следует его родство с российским императором Петром III, который, как известно был Романовым только на ¼ а на ¾ именно что Гольштейн-Готторп. Но Пётр III к тому моменту давно мёртв, будучи убиен по приказу дражайшей супруги, и даже ещё не перезахоронен торжественно в Петропавловском соборе по приказу сына Павла Петровича. Но и «матушке Екатерине» Густав III не чужой человек. Он ей двоюродный брат, так как его отец – предыдущий король Швеции Адольф Фредерик – брат матери Екатерины. А вы думаете ушлое семейство из Ангальт-Цербста умело только дочек на монаршие должности пропихивать?
Александр Рослин. Портрет Густава III. 1777:
Швед Александр Рослин – один из главных «королей» среди портретистов эпохи. Жил и работал в основном в Париже, но «своему» королю, естественно, не мог отказать.
Но родственные связи родственными связями, а «великая Швеция» важнее. Густав III решил вернуть Южную Прибалтику и в 1788 объявил войну России. Война шла чуть более 2х лет (1788-1790) как на суше, так и на море, скорее всего с переменным успехом, хотя каждая из сторон приписывала себе небывалые победы.
Кстати, морская фаза военных действий оставила след в русской живописи. Так что упоминание о войне 1788-1790 на этом канале уже оправдано. Оба наших главных мариниста «отписались» по этой теме.
А.П. Боголюбов. Сражение русского флота со шведским флотом в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке (1860е – время написания):
И.К. Айвазовский. Морское сражение при Выборге 22 июня (3 июля) 1790. (1846 – дата написания картины):
Считается, что в Выборгском морском сражении русский флот помешал шведам высадить десант и захватить Кронштадт и Петербург. Шведским флотом у Выборга командовал сам Густав III и герцог Сёдерманландский. Кто это и какое он имеет отношение ко всей нашей истории? Терпение. Расскажу чуть позже. Пока просто запомните. При Красной Горке (картина Боголюбова) попало, кстати, тому же герцогу Сёдерманландскому.
В итоге границы остались на месте, но шведы получили от «матушки» денежку на покрытие части военных расходов. Такая вот «боевая ничья» немного в пользу России. Закончилось всё по-родственному. Вы не представляете, как скоро все стали опять кататься другу к другу в гости, соскучились небось за время войны.
История весьма запутанная и непростая. Продолжение следует...