Недавно вышел «Кот в сапогах 2: Последнее желание» (2022), который находится в той же вселенной, что и Шрэк.
Сходив на него, был приятно удивлен, поскольку мультфильм оказался достойным. Конечно, как и со многими сиквелами, приквелами и ремейками современного Голливуда, ощущалась вторичность проекта, это неизбежно.
Тем не менее «Кот в сапогах 2: Последнее желание» (2022) оказался в вполне «смотрибельным», с новой интересной графикой (появились элементы аниме) и даже с определенной моралью.
Но главное не это.
В конце «Кота в сапогах» была сцена, в которой герои сели на корабль, начала играть музыкальная тема из «Шрэка» и был взят курс на королевство «Far Far Away». Если кто забыл, это название страны, которую посещали герои из «Шрэк 2» (2004). Это некий аналог современного Голливуда в Los-Angeles (кстати, наш дубляж перевёл его как «Тридевятое королевство»).
Таким образом, очень «толстым» образом нам намекнули на начало разработки нового фильма во вселенной «Шрэка».
Тогда я поймал себя на мысли, что необходимо посвятить отдельную запись любимой из частей франшизы, которой является «Шрэк 2» (2004).
Для начала несколько «сухих» фактов о «Шрэке 2» (2004).
Бюджет: $200 млн ($150 млн на производство и ещё $50 млн – на маркетинг)
Сборы: $923 млн
Цифры, на мой взгляд, впечатляющие даже для современного кинематографа, не говоря уже о периоде начала 2000-х.
Рейтинг IMDB: 7.3
Рейтинг Кинопоиска: 7.8
Режиссер (основной) - Эндрю Адамсон.
Его имя, вероятно, многим ничего не говорит, но он весьма крут.
Он срежиссировал почти все части «Шрэка», последнего «Кота в сапогах», и даже, внимание, первую часть из серии фильмов «Хроники Нарнии».
Сюжет «Шрэка 2» пересказывать абсурдно, поскольку большинство знает его содержание (укажу, что это та часть, где Фиона знакомит Шрэка со своими родителями из королевской семьи).
А теперь – к делу.
Существует мнение, что, например, книгу М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно понимать по-разному, если читать и перечитывать её в разном возрасте.
Так вот, на своем примере могу утверждать, что подобную параллель можно провести со «Шрэком 2» (2004).
«Шрэк 2» (2004) в последний раз смотрел лет 10 (если не больше) назад.
Никогда не думал, что приму решение пересмотреть его, но всё же ностальгия взяла свое и я пересмотрел все части «Шрэка» (это произошло в «ковидный» период).
По итогу пришел к выводу, что, во-первых, «Шрэк 2» - великое кино, а, во-вторых, я его понимал совсем не так, как надо было, поскольку я не считывал в детстве тонкости диалогов и весь сарказм, который был.
Покопавшись «поглубже», пришел к выводу, что «Шрэк 2» можно считать одним из первых крупных проявлений метамодерна в кинематографе XXI века Голливуда.
Что имею в виду?
Простыми словами, всё культурное развитие нашей цивилизации можно разделить на условные периоды господства тех или иных комплексов идей, которые находили свое отражение в литературе, философии, искусстве.
В последние сто лет (+/-) было три крупных общих направления развития человеческой культуры – модерн, постмодерн, метамодерн.
Копаться в модерне и постмодерне смысла нет, но вот отметить кое-что про метамодерн определенно стоит.
Метамодерн зародился примерно в 90-х годах XX-го века и характеризуется колебаниями между модерном и постмодерном.
Метамодерн имеет следующие признаки:
- деконструкция (разрушение стереотипов);
- ирония (скрытая насмешка);
- стилизация (придание творческому произведению черт другого стиля);
- релятивизм (относительность понятий);
- нигилизм (отрицание).
Простыми словами, метамодерн колеблется «между иронией и искренностью, конструкцией и деконструкцией, апатией и влечением».
И «Шрэк 2» - один из величайших примеров метамодерна.
«Шрэк 2» насмехается над историями Диснея про принцев и принцесс, про добро и зло, иронизирует над моралью современного общества.
Поскольку метамодерну характерна искренность, «Шрэк 2» показывает большого зеленого «огра» таким, какой он есть: он уродлив, живет один, не имеет друзей, не следит за гигиеной, но при этом он добр и отзывчив, прямолинеен, умеет дружить.
Персонаж Шрэка показывает себя без каких-либо масок, таким, какой он есть на самом деле, поэтому Фиона выбирает его.
Когда Шрэк в конце «Шрэка 2» получает обличие человека, чтобы Фиона выбрала его, последняя не принимает его, что означает, что создатели «Шрэка 2» нам прямым текстом говорят, что маскам в современном обществе не место, важней искренность и честность.
Но почему одним из эпохальных проектов современного кино называю именно «Шрэк 2» (2004), а не, например, первую часть франшизы?
Иногда, очень и очень редко, но всё же некоторым проектам удается стать успешней своих первых частей.
Например, «Терминатор 2: Судный день» (1991) Джеймса Кэмерона объективно на порядок выше первой части (1984), а относительно недавно вышедший «Бегущий по лезвию 2049» (2017) Дени Вильнёва круче своего оригинала – «Бегущего по лезвию» (1982), поскольку не только сохраняет его дух, но и развивает его.
Так вот, с франшизой Шрэка ровно такая же ситуация.
Первая часть была хорошей, революционной и действительно проявляла идеи метамодерна. Но вторая, сохранив всё это в себе, подняла планку на уровень выше.
«Шрэк 2» - великий проект по ряду причин, отличающих его от первой части.
Здесь, в отличие от первой части, как минимум, больше бюджета, что делает этот мультфильм технически совершенней первой части.
Здесь уровень проработки сценария глубже, чем в первой части. Здесь больше сюжетных линий, глубже драматургия, интересней раскрыты отношения между героями.
Здесь особенный сюжет. Если в первой части брался и заворачивался в упаковку метамодерна классический сюжет о спасении принцессы от дракона, то здесь метамодерн проявляется не в сюжете, а в тонкостях взаимоотношений между героями. За основу повествования здесь взят вечный конфликт отцов и детей, поэтому задача насмехаться над стереотипной историей не стоит. Метамодерн раскрывается в деталях, в отсылках, в диалогах, во взаимоотношениях между героями, а не в сюжете, как в первой части.
Но!
Главное достоинство этой части, имеющее определяющее значение для её выбора в качестве эпохальной из работ современного кинематографа, - это саундтреки.
Они подобраны здесь безупречно, вплетены в повествование истории весьма умело, гениально и уместно.
Для «Шрэка 2» не писались отдельные саундтреки, а брались уже имеющие, что наводит на весьма интересную мысль: не сюжет определял содержание саундтреков, а, наоборот, треки влияли на то, каким образом будет строится повествование.
Кстати, ровно так же делает фильмы Квентин Тарантино. Когда он пишет сценарий, он в оглавлении той или иной части сценария пишет, что вот, например, в сцене «А» будет играть вот «эта» песня.
Это заранее формирует особые виденье и постановку фильма непосредственно при съемках, гармонизирует съемочный процесс, делает взгляд режиссера более цельным.
И именно такая же ситуация с «Шрэком 2».
Таким образом, убеждён, что «Шрэк 2» (2004) - это один из эпохальных проектов современности.
by Fobos
Почему «Шрэк 2» (2004) - один из эпохальных проектов современного кино?
26 марта 202326 мар 2023
91
5 мин