Лидия Яковлевна Гинзбург родилась 18 марта 1902 г. в Одессе, а в 1922 г. переехала в Ленинград, где обучалась в знаменитом Институте истории искусств сначала в качестве студентки, а затем коллеги Виктора Шкловского, Юрия Тынянова и Бориса Эйхенбаума, крупнейших деятелей русского Формализма. С этого же года начала печататься.
Её ранние исследования посвящены изучению внутритекстовых структур поэтов первой трети 19 века и проблем философской лирики: статьи «Вяземский-литератор», 1926; «Из литературной истории Бенедиктова (Белинский и Бенедиктов)», 1927; «Опыт философской лирики (Веневитинов)», 1929; «Пушкин и Бенедиктов», 1936; «К постановке проблемы реализма в пушкинской литературе», 1936 г.
На протяжении семи десятилетий она писала о реалиях повседневной жизни и исторических переменах в Советской России. Тем не менее, в англоязычном мире она по-прежнему известна прежде всего как литературовед и как «мемуарист» блокады Ленинграда во время Второй мировой войны.
Мемуаристика Гинзбург и её уникальные записные книжки 1920-х — 1980-х годов (она называла этот жанр «промежуточной прозой») стали публиковаться лишь с середины 1980-х и до сих пор не напечатаны полностью.
Среди ее книг такие почитаемые литературоведческие произведения, как "О лирике"(1974 г.), "О психологической прозе" (1971 г.) (опубликовано в английском переводе издательством Princeton University Press) и "О литературном герое" (1979 г.). Сборник ее прозы, появившийся при ее жизни, "Человек за письменным столом" (1989) и "Записки блокадного человека" (1984—1989).
Лидия Гинзбург, уважаемый литературовед, используя свои собственные заметки и зарисовки, которые она написала во время блокады, а также разговоры и впечатления, собранные за многие годы создала "гимн достоинству, жизненной силе и стойкости человеческого духа".
"В годы войны люди жадно читали «Войну и мир», — чтобы проверить себя (не Толстого, в чьей адекватности жизни никто не сомневался). И читающий говорил себе: так, значит, это я чувствую правильно. Значит, оно так и есть. Кто был в силах читать, жадно читал «Войну и мир» в блокадном Ленинграде. Мне нужно было показать не только общую жизнь, но и блокадное бытие одного человека. Это человек суммарный и условный (поэтому он именуется Эн), интеллигент в особых обстоятельствах". - Вокруг «Записок блокадного человека».
"Записки блокадного человека" наполнены горечью и страданиями, голодом и холодом, но никак не страхом.
«Настоящее ее явление читателю, а вслед за ним настоящее, порой ажиотажное признание, сделавшее ее, с одной стороны, фигурой культовой, а с другой – приведшее к Государственной премии, началось в начале 70-х, то есть когда и автору было уже за семьдесят», - пишет о Гинзбург петербургский писатель и публицист Николай Крыщук.
Лидия Яковлевна была выдающимся русским писателем и известным литературоведом, достоверные произведения которой изучают в вузах и представляют большой интерес для всех ценителей литературы.
Приглашаем вас ознакомиться с трудами Лидии Яковлевны в нашу библиотеку 83, расположенную по адресу: г. Москва, ул. Константина Федина д 2. к. 1.