Найти тему
Navygaming Channel

Невероятные приключения итальянцев в Красном море. Вторая мировая/ Часть 3. Эвакуация

Начало ЗДЕСЬ, вторая часть ТУТ

... В конце июня 1940 года уцелевшие итальянские лодки (дислоцированные в Красном море) собрались в базе Массауа, фактически их осталось три, так как «Перла» требовала серьезного ремонта. Подводные лодки «Гульельмотти» капитан Туцци и «Архимед» капитана Синьорине в июле выходили на поиск противника (обе принадлежали к типу "Брин"). Так 26-31 июня Туцци искал два греческих парохода, которые шли южнее Суэца (не нашел). В августе «Гульельмотти» выполнила два похода, а отремонтированная «Феррарис» (тип "Архимед")- один.

Подводная лодка типа "Брин"
Подводная лодка типа "Брин"

13-19 августа около Берберы состоялся морской бой между английскими и итальянскими кораблями, итальянские подводники были в море, но не помогли своим "собратьям". Только 14 августа капитан 3 ранга Ливио Пиомарта на «Феррарис» пытался безуспешно атаковать линкор «Ройал Соверен», когда тот проходил Красное море. 21-31 августа итальянцы предприняли массированный поиск на коммуникациях греческих кораблей, которые, по данным разведки, следовали через Красное море. Походы выполнили «Гульельмотти» (21-25 августа) и «Феррарис» (25-31 августа). Эти же суда искали шесть эсминцев, но все безуспешно.

Странно, такое впечатление, что Италия воевала исключительно с Грецией,(

5-7 сентября итальянцы снова выходят в море на перехват конвоя, идущего из Адена в Суэц. Подводные лодки «Феррарис» и «Гульельмотти» держались севернее, но также не смогли обнаружить транспорты. Правда 6 сентября в 15.00 Туцци одержал свою первую победу и потопил торпедами греческий транспорт «Атлас» (1909 г., Пирей, 4008 брт) с полным грузом топлива (опять греческий). Танкер шел одиночно без охраны. Через две недели итальянцы снова повторяют поиск конвоя (32 судна, охранение – крейсер, эсминец, 2 тральщика). В состоявшемся морском бою погиб эсминец «Франческо Нулло» (тип "Сауро") и серьезно поврежден английский эсминец «Кимберли», отбуксированный в Порт Судан. Субмарины «Гульельмотти» и «Феррарис» держались севернее и в бой не вступали.

Итальянский эсминец "Франческо Нулло" .тип "Сауро"
Итальянский эсминец "Франческо Нулло" .тип "Сауро"

22-28 ноября опять «Феррарис», но с «Архимедом» проводят поиск новых транспортов в море, 12-22 декабря только «Архимед» ведет безрезультатный поиск врага, а 23 - 30 декабря «Феррарис» патрулирует у Порт-Судана. Удачи все нет.

Для справки: Большая подводная лодка "Гульельмотти" тип "Брин", водоизмещение: 899/1000 т, 72,5х6,7х4,6; мощность ЭУ (2 дизеля/2 электромотора) - 3400/1300 л.с., скорость - 15/8,2 узла, дальность плавания - 9000 (7,8) миль/90 (4) мили, вооружение - 1х1-102-мм/43, 2х2-13,2-мм пулемета, 8-533-мм ТА (14 торпед), экипаж - 58 человек

Всего же за сентябрь 1940 - февраль 1941 годы субмарины выполнили 14 походов, но безрезультатно.

К концу 1940 года итальянские владения в Восточной Африке оказа­лись отрезанными от метрополии. В январе английские войска начали наступление из Судана и Кении на итальянское Сомали, Эритрею и Абиссинию. Англичане полностью контролировали пути подвоза у побережья Восточной Африки, снабжая свои войска и пресекая все попытки подкреплений из Италии. Такая ситуация ясно показывала, что падение итальянских территорий только вопрос времени. Столица Эритреи Массауа готовилась к обороне, причем возглавлял защитни­ков адмирал Боннети. В безвыходной ситуации было решено надводные корабли затопить, а подводным лодкам уйти в Европу. В феврале все лодки верну­ли с моря и начали срочно готовить к длительному переходу в 14 000 миль. Даже в мирное время такая задача считалась очень сложной.

Подводная лодка "Перла"
Подводная лодка "Перла"

Первой ушла «Перла», после аварии в июле 1940 года корабль очень долго ремонтировали и в море он не ходил, даже сейчас один из дизелей плохо работал. 1 марта капитан-лейтенант Напп начал трудный маршрут, через два дня 4 марта с двухчасовым интервалом вышли «Архимед» капитан 3 ранга Сальватори, «Феррарис» капитана 3 ранга Пиомарта и «Гульельмотти» капитан 2 ранга Спагоне (старший на переходе).

Подводная лодка типа "Архимед" - к нему принадлежала ПЛ "Феррарис"
Подводная лодка типа "Архимед" - к нему принадлежала ПЛ "Феррарис"

Трасса похода пролегала в водах контролируемых противников, но сеть патрулей еще не было такой плотной, как позднее. 29 марта «Перла» заправилась в Индийском океане топливом с немецкого вспомогательного крейсера «Атлантис», вообще эта лодка шла медленнее всех – 80 дней. В Бордо она прибыла только 20 мая. Остальные лодки дошли до точки заправки в Атлантике, обогнув мыс Доброй Надежды и повторив плавание 1934 года в обратном направлении, но гораздо быстрее. 16-17 апреля красноморские подводные лодки принимали топливо с танкера «Нордмарк».

Интересно, что итальянские субмарины не случайно шли во французский порт Бордо. На него базировалась группа итальянских лодок, участвовавших в войне на Атлантике. И если «Перла» шла дольше всех, то быстрее всех «Гульельмотти» - 64 дня, она пришла в Бордо 7 мая. Видимо Спагоне не зря командовал переходом, так как его лодка вышла из Массауа последней. Как не зря получил за операцию и «Военный Орден Савойи».

Подводная лодка "Гальвани" - однотипная "Гульельмотти"
Подводная лодка "Гальвани" - однотипная "Гульельмотти"

Боевые действия итальянские подводники вели с июня 1940 года по февраль 1941 года, то есть 9 месяцев. Наиболее интенсивными явились пер­вые две недели. Реджиа Марина Италиана "разошлась" с противником «поровну» 4 потерянных лодки за 4 одержанных победы. Конечно ни при каких условиях этот результат НЕЛЬЗЯ считать удовлетворительным, особенно для опытных моряков. То что они опытные, подтверждает успешный переход всех оставшихся 4 лодок из Африки в Европу.

Для справки: Большая подводная лодка "Феррарис" ("Галилео Феррарис") тип "Архимед", водоизмещение: 866/970 т, 70,5х6,9х4,1; мощность ЭУ (2 дизеля/2 электромотора) - 3000/1300 л.с., скорость - 17/8 узла, дальность плавания - 10500 (8) миль/105 (3) мили, вооружение - 2х1-102-мм/43, 2х1-13,2-мм пулемета, 8-533-мм ТА (16 торпед), экипаж - 55 человек

Конечно на результат наложило свой отпечаток то, что итальянс­кое Сомали было обособленным анклавом, вскоре отрезанным от метрополии. Однако создается впечатление, что итальянцы были не­плохими судоводителями, но не слишком упорными военными моря­ками. Подводники за сложнейший трехмесячный период не выполнили ни одной атаки. Эсминцы, миноносцы, торпедные катера из Массауа постоянно выходили на коммуникации, причем перевозки англичан осуществлялись очень интенсивно. С начала войны по конец апреля 1941 года через зону ост-индского командования в обоих направлениях перевезено 643198 человек, не считая сотен тысяч тонн груза.

Конечно, недостатки в системах кондиционирования воздуха на лодках сказались неблагоприятно в первые дни войны, все потери пришлись на первоначальные две недели. Затем, исправив конструктивные недостатки, подводники резко повысили скрытность действий, но и при этих условиях последняя победа пришлась на сентябрь. Правда надводные корабли, потеряв эсминец «Нулло», так не имели никаких достижений, хотя уж им то никакой газ не мешал.

Война для итальянских подводников в Красном море закончилась, но был еще Индийский океан.

Продолжение следует, не пропустите....

P.S.По материалам П.В.Боженко