Найти тему
Скриптдоктор

Сериал "Шаляпин" - причины провала с профессиональной точки зрения

Писать «отрицательную» рецензию нелегко, критиковать легче, чем создавать. И видно, что создатели трудились, старались. Также сразу очерчу планку, с какой я буду оценивать: это художественное произведение и придирки к историческим несоответствиям для меня несущественны, если (!) выражены верно взаимоотношения между людьми, выявлена суть личностей, показана атмосфера. Критерий всё же строгий: главное, чтобы это был кинообраз в драматургической форме, а не ожившие картинки какого-то сериала BBC.

Начну с главного. Это прекрасные атмосферные ожившие картинки для сериала BBC. Не хватает закадрового голоса «а по вечерам Шаляпин сидел в кресле, пока дети играли рядом» (и в кадре то же самое). Т. е. всё блестяще воссоздано — декорации, костюмы, — но нет главного… драмы.

Драма это не просто «действие» (ибо можно показывать любое действие и считать это драмой). Драма это не только «конфликт» (ибо можно показывать любую склоку или ругню ради ругни и думать, будто это драма, что в этом сериале и наблюдаем). Здесь мы видим непонимание сценаристом (а значит и продюсерами) природы драматургии. Показаны формальные «конфликты ради конфликтов». Если в кадре два ребенка — они «обязательно» у них выдирают карандаши. Если диалог — обязательно ругань. Позвольте… это не драма. Драма, это когда такие действия и такой конфликт, которые вскрывают суть происходящего, а не просто создают суету на экране. В этом — в сценарии — один из двух главных провалов фильма.

СЦЕНАРИЙ. Всё можно описать двумя словами: «Шаляпин звезда, вид сбоку, в анфас, на фоне декорации, на фоне СПб. Шаляпин буянит. Шаляпин извиняется. Буянит. Извиняется. Целует другую. Потом думает, кого выбрать». Вы серьезно? Вы вправду думаете, это кино? Уберите из контекста имя Шаляпина (проведите мысленный эксперимент) — посмотрите, есть ли человек в кадре? Живой, за кем интересно было бы следить? Его нет. Не осмыслен образ певца, всё плоско, и тема «экстравагантного зазнайства» и «метания между двумя женщинами» может быть раскрыта за 30 минут фильма. Оттого пробуксовка. Не осмыслены (не прописаны) пласты «общество и герой». Формально-то даже снято, т. е. массовку набрали. Покажи ты больше, да им функцию, чтобы герой взаимодействовал с ними, хотя бы взглядом. Вот где «конфликт». Нет этого. Нет сегодня грамотного понимания природы драматургии. Наверно, и худсоветов тоже уже нет… За сценарий (каков он на экране) 3 из 10

АКТЕРЫ. Главный герой по психофизике провал, не подходит под Шаляпина. Шаляпин — это «Ельцин», это важная величавость. Кроме того, этот актер играет не драматическое действие, не образ создаёт, а играет сразу… эмоцию (как в школьном плохом театре), т. е. он думает, как он выглядит в кадре. Полный провал! Зачем его снимаете? На курсы повышения квалификации.

Порадовали гениальные актерские работы (без преувеличений) — жены Шаляпина (которая первая, итальянка). Это безупречно. Я вообще не знал, что так можно в наши дни проживать роль, создавать образ. Попутно отмечу созданный образ Мамонтова, и Коровина. Этим людям (сначала актрисе-жене, а потом «Коровину») надо все премии дать. Вот это вдохновение. 15 из 10. Молодцы, за вас не стыдно! Огонь!

ОПЕРАТОР. Гений. 20 из 10. Слов нет. Почитал — ба… да это ж тот самый, кто снял короткометражку «Мясо». Ну что сказать. Отлично.

Все, кто отвечал за КАРТИНКУ — художник постановщик, худ. по костюмам, цветкор — гении. Это то, что научились делать в нашем кино. 30 из 10

Осталось сценарии начать грамотно писать, поменьше самолюбоваться, и не проталкивать актеров — отбирать по таланту.

ЗВУК — записан большей частью, как слышно, на площадке, некачественно, неразборчиво (актеры плохо говорят, кроме вышеперечисленных, кого хвалил).

МУЗЫКА — оркестровые семплы самые рядовые, неестественно звучат, фальшь, несоответствие эпохе (в титрах значится якобы живой оркестр! однако так не надо)

Напоследок совет: поменьше бы сатанизма, задолбали. 7 упоминаний в 1 серии, длительность 49м 49с. И эти псевдо-символы, псевдо-метафоры. Заканчивайте там. Берите, создавайте худсоветы из нормальных соображающих людей, можно делать хорошее кино.

Итоговая оценка, увы, за примитивизм (простите художники и 3 актера)

3 из 10